Молчалин К. Лаврова, обладая всеми ≪традиционными≫ качествами
Подхалима, угодника, верного прислужника, был человеком
Большой силы, уверенности и своеобразного внутреннего
Достоинства. Обычно Молчалина играют так, словно Алексей
Степанович только начинает свою карьеру. Постановщик и актеры
Хотели противопоставить Чацкому значительного и сильного
Противника. Элементарный подхалим вряд ли представлял
Бы достойного соперника для такого Чацкого, которого С. Юрский
Представил в спектакле. Спектакль шел к философским
Обобщениям, и противостоять друг другу в нем должны были
Герои со своим, сложившимся мировоззрением. Подхалимничанье
Молчалина в этом спектакле было его философией, а не
формой каждодневного существования. ≪В самой его изысканной
Обходительности,—тонко подметила Р. Беньяш,—есть оттенок
иронического превосходства≫.1
В этом решении образа, как и во всех иных случаях, режиссер
|
|
И актер опирались на текст пьесы, искали в нем опору и
Оправдание своего решения.
До товстоноговского ≪Горя от ума≫ и Молчалина —К. Лаврова,
Кажется, никто не обращал внимания на слова Фамусова
из 2-го явления I действия:
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари...
Спроси сейчас даже сведущего в литературе человека, что
значит ≪чин асессора≫ в то время, он вряд ли ответит точно.
Такова инерция мышления, такова инерция литературного восприятия
слов, что кажется, что ≪асессор≫ —это ничтожно мало
И что, таким образом, Молчалин удовольствовался ничтожной
Подачкой. Коллежский же асессор —это 8-й класс (из 14) по
Табелю о рангах.
Молчалин товстоноговского спектакля имел, таким образом,
≪юридическое≫ право чувствовать себя достаточно преуспевшим,
Чтобы с высоты своего положения давать Чацкому советы,
Иронией отмечая свое превосходство в познании жизни.
Традиции сценического истолкования пьесы, освященные великими
Именами и дорогими театральными преданиями, создали
Опасное ощущение исчерпанности пьесы, которая, оставаясь
В числе самых чтимых классических литературных произведе1
Р. Б е н ь я ш. Без грима и в гриме. Л., 1965, с. 201.
Ний, уже не может представлять живого интереса для театра.
≪Горе от ума≫ редко встречалось даже в числе утренников.
Товстоногов, задумав ставить ≪Горе от ума≫, прежде всего
должен был преодолеть ≪очень двойственное отношение к этому
|
|
Произведению: огромное эмоциональное воздействие в процессе
Чтения, огромное волнение, которое испытываешь тогда, когда