Начнет публикацию серии статей под общим заголовком
≪Проблемы современной режиссуры≫, которые послужат
в будущем основой для его книги ≪О профессии режиссера≫.
Спектакль ≪Горе от ума≫ не мог не вызвать острейшей полемики.
Никто из оппонентов не отказывал спектаклю в яркости,
Талантливости, никто не отрицал наличия в нем ясного
Режиссерского замысла и многих актерских удач, никто не отрицал
Его новизны. Спор шел о принципиальной возможности нового
Подхода к классическому произведению, спор шел о природе
Реализма.
Самым авторитетным противником товстоноговского спектакля
явился Б. Бабочкин, опубликовавший статью ≪Традиционная
классика и классическая традиция≫,1 в которой подверг
Резкой критике и спектакль Товстоногова, и постановку этой
Же пьесы в Малом театре (режиссер Е. Симонов).
≪Коренным недостатком товстоноговской постановки, несомненно,
Является ее антиисторизм,—писал Б. Бабочкин.—Неправомерное
|
|
Сближение грибоедовской пьесы с современностью привело
К тому, что конфликты и типы прошлой эпохи предстали
Как бы вневременными, присущими всем эпохам, в том числе и
нашему времени≫.
Д р у г о й критик —Ю. Зубков, солидарный с Б. Бабочкиным,
Указывал на то, что зрительный зал слишком современно воспринимает
слова Чацкого: ≪Где, укажите нам, отечества отцы,
которых мы должны принять за образцы≫ —и делал вывод, что
театр пропагандирует конфликт ≪отцов и детей≫.
Солидарны были эти критики в утверждении, что спектакль
Товстоногова лишает Чацкого, а с ним и всю комедию ≪романтической
приподнятости≫, ≪начисто лишает образ начал героических,
качеств борца≫.
Вопрос о правомерности такой трактовки, которую предложил
В своем спектакле Товстоногов, приобретал в контексте
Времени, в реальной обстановке действительную остроту и немалую
Сложность. Даже самые ярые ревнители традиций никогда
Не осмеливались сказать, что искусство остановилось и
Что ничего нового, против того, что уже было, изобретать не
Надо. Никто не отрицал необходимость и неизбежность движения
Исторического опыта и эстетических представлений.
Однако всякое желание поставить классическую пьесу с реальным
Учетом исторического, театрального и эстетического
Опыта воспринималось с трудом.
Где тут ≪золотая середина≫? Сам Товстоногов в ходе репетиций
Понимал, что этот вопрос неизбежно встанет и что нужно
|
|
Дать ответ на то, как же сочетать верность исторической эпохе