≪Горя от ума≫. Из макетной Товстоногов зашел в кабинет заведующего
Литературной частью (многие годы в этой сложной
Должности работает Д. М. Ш в а р ц), где группа актеров и режиссеров
Горячо обсуждала речь А. Твардовского на X X I I съезде
КПСС. ≪Ну как было не включиться в этот волнующий всех
Разговор? Как-то незаметно разговор перешел на вопросы репертуара,
Перспективы заграничных гастролей, создание своей
Театральной студии. Возникла оживленная дискуссия о современной
Актерской школе, современной пьесе, современном театре.
Я слушал, говорил сам, приводил примеры и вдруг понял,
Что нашел отправную точку для своего доклада. (В статье упоминается
о подготовке доклада ≪Художественная выразительность
современного спектакля≫.— Ю. Р.). Партия говорит народу
Правду и от художника требует только одного —правды. Современность
—есть высшее проявление правды жизни в искусс
т в е... ≫ 1
Слово ≪современность≫ становится едва ли не самым характерным
Словом театрального обихода. О современности думают,
Спорят, ее ищут в пьесах и спектаклях. Советское искусство
Все больше приближается к современности, открывая новые
Темпы жизни, выводя новых героев, обретая иную меру
Художественной правды. Мысли о современности искусства активно
Занимают Товстоногова.
Замысел ≪Горя от ума≫ вызревал в атмосфере резко обострившихся
Творческих споров, художественных поисков, активного
Пересмотра некоторых старых положений и репутаций. Вся деятельность
Товстоногова подчинена в это время, как мы видели,
Поискам современности в театре, которую он понимал не как
Злободневность, но как формулу искусства, способную сегодня
На базе культурного наследия дать новую художественную систему,
Ответить на духовные запросы зрителей, связать исконную
Духовную традицию с современным днем. Об этом же говорил
В упоминавшейся уже речи А. Твардовский, считавший,
что ≪мы не должны забывать, что наследуем непосредственно
Нашей великой классической литературе, которая оказала и
Оказывает властное влияние на многие самые развитые литературы
Мира. И достойными нашего великого времени мы сможем
Быть, только будучи достойными продолжателями традиций
Высокого мастерства и нравственной силы великих предшественников
советской литературы≫.
Все крупные статьи Товстоногова 1961 года посвящены этой
проблеме: ≪Классик и современник≫, ≪Современность и традиции
≫, ≪Что есть современность?≫, ≪Современность в театре≫,
≪О новом по-новому≫. Это не выборочно взятые названия —ста-
1 ≪Театр≫, 1962, № 2, с. 66.