Идет непрерывное общение с залом. Товстоногов в беседе с труппой
режиссерски показал этот способ актерского существования:
≪Чацкий приходит к зрителю, который всегда является верховным
Судьей всех вопросов, и говорит ему: неужели она
Могла полюбить этого идиота? Вот, кстати, он идет. Мы с ним
Сейчас поговорим.
—Как вы смотрите на этот вопрос? (Вы слышали, что он
сказал?!)
—Вот вам еще один вопрос. (Запоминайте!)
—Еще вопрос. (Видите: абсолютный дегенерат.)≫1
Этот способ существования решил сразу много проблем сценического
воплощения ≪Горя от ума≫, соединяя старую манеру
С новейшими достижениями режиссерской мысли, публицистику
С лирикой.
Обращался к зрителю всякий раз не артист, а персонаж, образ,
Созданный по всем законам реалистического театра. Сам
Товстоногов не скрывал истоков этого принципа: здесь через
десятилетия скрестились пути ≪Принцессы Турандот≫ и ≪Горя
от ума≫.
Суммируя ход своих творческих поисков, Товстоногов писал:
|
|
≪На основе законов органического существования актера нам
Необходимо было искать путь решения грибоедовской комедии
не в бытовом, а в публицистическом плане≫.2
Новизна этого спектакля, вернее, пьесы в этом спектакле,
Оказалась в ярком и неприкрытом выявлении публицистического
Начала, открытой дискуссии по злободневным вопросам, которую
вели, однако, не ≪рупоры идей≫, а живые люди, реальные
Характеры.
На первых представлениях зрители могли видеть титры
с цитатой из письма Пушкина: ≪Черт догадал меня родиться
в России с душою и с талантом!≫ Фраза эта вызвала резкую
Критику, некоторые увидели в ней обидное обобщение, и театр
В дальнейшем обходился без нее. Нет худа без добра: фразу
Эту, пожалуй, стоило убрать и до критических замечаний, ибо
она действительно сводила смысл спектакля только к ≪трагедии
ума≫, тогда как спектакль был не только об этом. Трагедия
Ума —но и трагедия таланта, трагедия бессилия —но и торжество
Ума и таланта, бессилие перед ними всего косного. Верховный
Судья, зрительный зал, был на стороне Чацкого, полюбил
Его и поверил ему.
Стенограмма беседы Г. А. Товстоногова, посвященной постановке пьесы
А. С. Грибоедова ≪Горе от ума≫.
Г. Т о в с т о н о г о в. О профессии режиссера, с. 199.
Что такое традиции для актера применительно к ≪технологии
≫ его творчества? ≪Старый≫ Чацкий обычно все знал заранее.
Он знал, что вернулся обличать, и был готов к монологам.
|
|
Чацкий Юрского вернулся любить и быть счастливым. Он все
Сделал, все проверил, все испытал, прежде чем окончательно