единстве. Крайности художественной стилистики ≪Истории лошади
≫ есть отсвет моральных абсолютов великого автора.
Именно о них говорит театр.
Входя в зал, зрители имеют возможность рассмотреть убранство
Сцены: замкнутое серо-грязное пространство, столбики коновязи,
Колоды, куда ссыпают овес для лошадей, бочонок,
Мешки, седла, хомуты, конскую упряжь. Справа сидит цыганский
Оркестрик.
Подробности сливаются, оставляя в памяти фигуру Е. Лебедева,
Который сегодня стал Холстомером. В тоскливых глазах,
В опущенной понурой его позе —предчувствие трагедии.
Приподнявшись из-за мешков, ободранный конюх Васька
(Г. Ш т и л ь) поет свое странное заклинание, а в нем тоска степная
и мука человеческая:
О господи, опять пущай коней!
Животная простая, а ведь эка:
Наилучший сон крадет у человека!
О господи, опять пущай коней!1
Хор, участники которого одеты, как и Холстомер, в холщовые
Рубахи, перетянутые шлейками, выступая сейчас от своего
И нашего имени, поет песню-крик о том, что жизнь проходит
Быстро, а человек не помнит в себе человека, и страшны его
Дела.
Но все кричу: опомнись,— исступленно заканчивает хор и превращается в табун молодых
Лошадей, для которых
Тот чужой, кто в час забавы
Не подхватит наше ржанье.
Молодые кони издеваются над Холстомером, над его старостью,
Над его пегостью, которая с рождения проклятием висела
Над ним. Для молодых он старый, а для всех остальных
Он всегда был особенным, не таким, как в с е...
Избиение Холстомера прекращает узнавшая его старая лошадь
Вязопуриха, и Холстомер начинает рассказывать о своей
Жизни, о горестной своей судьбе.
Вот он родился. Едва приподнявшись на неустойчивых еще
Ногах, Холстомер видит первое живое существо —бабочку. Она
Порхает перед его носом, садится на плечо. Бабочка прилетит
Стихи к спектаклю написал поэт Ю. Ряшенцев.
И в конце, когда равнодушные конюхи подойдут, пряча нож за
Спиной, и полоснут по горлу. На грудь Холстомера упадет алая
Лента крови, и последним видением порхнет бабочка, и ясные
Полянки в цветах откроются на грязных стенах конюшни.
Плохо закончится для Холстомера его первая и последняя
Любовь: сосед по деннику и друг по детским лошадиным
Играм верховой жеребец по кличке Милый, тот, что впоследствии
Возил императора и которого изображали на памятниках,
Уведет Вязопуриху. Холстомер силой добивается близости
С любимой. И любовь и месть слились тут. Но вмешались люди,
Присвоившие себе право судить, решать, ограничивать естественное,
Живое чувство. В гневе были конюхи, а сам генерал