Сложной образности.
По этому пути пошло искусство Товстоногова, или, может
Быть, сама логика развития театра ведет постановщика в эту
Сторону. Режиссура Товстоногова обогащается психологизмом
Прозы и метафоричностью поэзии, проявляя удивительную
Способность вбирать в себя силу соседних искусств. Это качество
Нарастало в творчестве Товстоногова едва ли не от спектакля
≪Дорогой бессмертия≫, приобретая все большую смелость,
Остроту и художественную емкость. Не здесь ли лежит
Сегодня генеральный путь развития театра, его принципиальных
Творческих основ.
Историческое бытие театра рядом с мощными источниками
Массовой информации понуждает его искать новые художественные
Средства, беречь свою изначальную игровую природу.
От фотографической достоверности кино и телевидения
Театр обособляется, наращивая образное, условное, метафорическое
начало. ≪Миссия≫ Товстоногова еще и в том, что в нынешних
Условиях развития театрального искусства он, оснащая
Театр новыми выразительными приемами и красками, оберегает
И развивает глубокий психологизм и академически зрелую
Актерскую культуру русской сцены.
≪Балалайкин≫, ≪История лошади≫ Г. Товстоногова, ≪Петербургские
сновидения≫ Ю. Завадского, ≪Дон Жуан≫ А. Эфроса,
≪Царь Федор Иоаннович≫ Б. Равенских, ≪Иванов≫ М. Захарова,
≪Иванов≫ О. Ефремова, ≪Вишневый сад≫ Г. Волчек, ряд
Других постановок классики вновь возвращают нас к размышлениям
О нынешней сценической судьбе классической литературы.
В режиссерских работах она предстает в широких связях
Современности с традициями русской духовной культуры.
Работа Товстоногова над классикой, прежде всего отечественной,
Получает сегодня дополнительное обоснование в прак140
Тике нашей сцены. Враг театральных крайностей, он всегда
Ощущал потребность в универсальности, в сопряжении линий,
В опоре на широкий культурно-художественный фундамент.
Он удержал и развил ту тенденцию в подходе к классике,
Которая предполагает конкретно-исторический анализ пьесы
С обязательным учетом широких духовно-нравственных проблем
Нынешнего дня.
Он сообщил новое содержание связям литературы и театра.
Его ≪Балалайкин≫ проникнут атмосферой Достоевского, ≪История
лошади≫ вобрала многие будоражащие мотивы современной
Советской и мировой литературы. Он раздвигает смысловые
Границы старинного водевиля и дарит ему богатую душу.
≪Хануму≫ Ав. Цагарели он увидел в свете искусства Пиросмани,
Прочитал с напряженной интонацией лирики Орбелиани,