прокричит:
Мирозданье!
Чье же ты слово?
Если нет у творца твоего
Ничего беззащитней живого,
Беспощадней живых —никого.
Опустошенный сядет Холстомер на бочонок и загребающим
Движением руки с зажатым кулаком ударит тоскливо несколько
Раз по колену. И скажет о странном свойстве людей, в котором
Разгадка конечной тайны жестокости молодых и старых, равнодушия,
нетерпимости, зла: ≪...люди руководятся в жизни не
Делами, а словами. Они любят не столько возможность делать
Или не делать что-нибудь, сколько возможность говорить о разных
Предметах условленные между ними слова. Таковы слова,
Считающиеся очень важными между ними, суть слова: мой,
Моя, мое, которые они говорят про различные вещи, существа
И предметы, даже про землю, про людей и про лошадей. Про
Одну и ту же вещь они уславливаются, чтобы только один говорил
—мое. И тот, кто про наибольшее число вещей, по этой
Условленной между ними игре, говорит мое, тот считается
|
|
У них счастливейшим. Для чего это так, я не знаю, но это
Т а к... И люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то,
Что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно
больше вещей своими≫.
Идейная основа спектакля —≪безбоязненная, открытая, беспощадно-
Резкая постановка Толстым самых больных, самых
проклятых вопросов.. ≫. 1
Резким ритмическим контрастом пойдет следующая сцена — смотр коней князем Серпуховским. В великолепном параде
(выразительна и точна пластика тех же членов хора, которые
Теперь изображают коней) пройдут лучшие лошади завода перед
Понимающим взглядом гусара, но ни одна не привлечет
В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 20, с. 23.
Его. Взгляд его то и дело будет обращаться к скромной фигуре
Холстомера, таскающего мешки. Потом конь и человек понимающе
Подмигнут друг другу. Настанут счастливые дни пегого
Мерина. Конюх Феофан (Ю. Мироненко) будет его любовно
И старательно чистить, поднесет ковшик воды. А сам князь,
Маленькими ножничками приводивший в порядок усы, этими же
Ножничками отстрижет лишний волосок на морде коня, оботрет
Капли воды своим платком и продолжит свой туалет.
Наметившаяся раньше тревожная и многозначная параллель
Человека и коня, естественности и предвзятости, искренности
И лицемерия, правды и л ж и остро прозвучит и в этом крошечном
Эпизоде, выявляя режиссерскую драматургию спектакля.
Откроется особый смысл того, что одни актеры играют несколько
|
|
Ролей, не стремясь к трансформации внешней. В. Ковель
Играет Вязопуриху, Матье и Мари, М. Волков —офицера,
Милого и Бобринского, Ю. Мироненко —Феофана и Фрица.