Реализация гуманистических принципов в воспитательной деятельности

Гуманистические педагогические принципы Корчака воплотились в разумной организации воспитательного процесса в его детских учреждениях – Доме сирот и Нашем доме.

В каких условиях начал свою работу Корчак?

Дом сирот существовал на средства благотворительного общества "Помощь сиротам". Корчак с самого начала пытается свести до минимума вмешательство филантропов в дела своих воспитательных учреждений. Руководство общества «Помощь сиротам» дало Корчаку полную свободу в организации воспитательной работы. Помощь общества ограничивалась лишь сбором средств на Дом сирот, опекой над детьми, которые по достижении ими четырнадцати лет, покидали детский дом, поиском работы для них. На организацию же жизни Дома сирот оно не имело никакого влияния. Воспитательная работа не зависела от воли филантропов и их взглядов на воспитание.

Необходимо подчеркнуть, что Дом сирот, руководимый Корчаком, был необычным для того времени явлением, когда в сиротских приютах и интернатах господствовали мрачные традиции, подавлявшие волю ребенка и убивавшие его индивидуальность, когда эти учреждения были чем-то вроде детских тюрем, функции которых ограничивались обеспечением детей скудной пищей и убогой приютской одеждой. Этим ужасным традициям воспитательной практики в такого рода филантропических учреждениях Корчак противопоставил свою систему воспитания, основанную на последних достижениях педагогической науки и имеющую главной целью благо ребенка.

Отличие Дома сирот от других сиротских приютов проявилось уже в самом здании, в продуманном расположении учебных и жилых помещений. Это было здание в глубине сада. За домом находилась площадка для игр. В подвалах, защищенных от сырости, размещались кухня с кладовой, прачечная, котельная, душевые, а также раздевалка. Почти весь первый этаж занимал рекреационный зал, который способствовал объединению жизни интерната, и в которой дети проводили большую часть дня. Дальше – канцелярия, швейная мастерская, классные комнаты. На втором этаже находились комнаты бурсистов, а также галерея над рекреационным залом. На третьем этаже - две спальни, одна для мальчиков, другая для девочек, разделенные комнаткой воспитательницы, а также умывальными комнатами и туалетами. Комнатка самого Корчака была на чердаке дома (42, с. 41).

Другой важной чертой, отличавшей детские дома Корчака от сиротских приютов того времени, было приспособление всей организации жизни детского коллектива к потребности физического и психического развития ребенка. В детских домах Корчака проводился целый комплекс мероприятий, имевших цель правильного развития и заботу о состоянии его здоровья (рациональное питание, личная гигиена и гигиена помещений, возможность полноценного отдыха, сна, движение на свежем воздухе, постоянные измерения роста, взвешивание и другие систематические исследования.

Может показаться, на первый взгляд, что подобное акцентирование внимания педагогического коллектива на оздоровительно-гигиенической опеке связано с тем, что Корчак был врачом. Однако эти вопросы не являются сугубо медицинскими и должны лежать в основе каждой системы воспитания, имеющей целью благо ребенка. Бывший сотрудник Корчака А.Левин вспоминает о таких деталях жизни детского дома, как то, что каждый ребенок имел индивидуальный комплект туалетных принадлежностей, о специально сконструированной "лежачей" лестнице, на которой сушились полотенца, о еженедельном обряде купания детей, о взвешивании и измерении роста. Он считает, что подобные "мелочи", с которыми сталкиваешься в жизни любого детского дома, не всегда становятся элементом системы воспитания, формирующей устойчивые навыки, как это было у Корчака (4, с. 17).

Цель и задачи корчаковских воспитательных учреждений также отличались от целей официального воспитания, требовавшего "не шуметь, не рвать башмаки, слушаться и выполнять приказания, не критиковать, а верить, что все они ему на благо" (4, с. 131).

В своей статье "К открытию Дома сирот" (29) Корчак определил задачи, которые им предстояло решить в первую очередь:

1) изучить ребенка и законы, которые управляют его развитием, прежде всего, психическим и физическим; уделить особое внимание физическому воспитанию;

2) создать из детского дома "дом труда и школу жизни", привить детям трудовые навыки, помочь им в выборе профессии по способностям;

3) изучить и выяснить причины отравляющей атмосферы в интернатах, чтобы найти пути их изменения (30, с. 2-4).

Как видим, Корчак не ограничивался решением задач частных, а имел перед собой общественно значимые цели. "Кому наша программа покажется слишком высокой, - отмечает Корчак, предвидя будущие сомнения в реальности поставленных задач, - пусть помнит, что надо сильно взлететь и подняться высоко, чтобы, медленно опускаясь, выбрать нужную из множества дорог.

Кому эта программа покажется фантастичной, пусть подумает, что недостаточно иметь железный мотор, чтобы парить в вышине, нужны еще и крылья" (30, с.1).

Позднее он более подробно характеризует воспитательную программу детского дома, основная идея которой была "добрая воля и служба ребенку " (42, с.48). В своей статье "Еврейский ребенок" (31) он выделяет наиболее остро стоящие перед интернатом задачи: «как согласовать потребности и задачи руководства и детей, обязанности и индивидуальную волю, справедливые желания и капризы; как защитить тонкие и чувствительные натуры; как задержать количественный рост тех, которые представляют проблему и принижают звание человека уже самим своим существованием» (31, с. 243). Для этого необходимо, на его взгляд создать детское общество на основе справедливости, братства, равных прав и обязанностей. "Давление мы хотим заменить добровольным приспособлением личности к формам коллективной жизни, - пишет он, - мертвую мораль заменить радостным стремлением к самосовершенствованию и самовоспитанию. Не формировать и переделывать, а понять и договориться мы хотим с ребенком… Создать их собственную жизнь, испытать силы, моральную стойкость и тенденции развития. На первом плане ставим познание " (45, с.6). Как видно из вышесказанного, при создании воспитательной системы Корчака волновала, прежде всего, проблема самочувствия ребенка в детском обществе и тесно связанная с ней проблема установления правильных взаимоотношений воспитателей и детей.

Решение этих проблем и определило во многом гуманистическую направленность корчаковской системы.

Для выполнения сложной воспитательной программы коллективу воспитателей необходимо было осуществить следующий комплекс мероприятий:

- организовать труд детей;

- найти форму регулирования конфликтов между детьми, а также претензий взрослых к детям и детей к взрослым;

- создать ясную и радостную жизнь, основать ее на законе;

- дать выход добрым чувствам, родившимся в процессе внутриколлективных отношений и найти формы их проявления;

- основать жизнь детского дома на самоуправлении, призвав детей к совместной работе и ответственности за судьбу дома;

- воздействовать на ребенка через мнение среды, ребячьего общества;

- стимулировать детское стремление к самовоспитанию, начав с оказания помощи ребенку в познании самого себя через сравнение с другими;

- сочетать в работе принцип гласности с принципом уважения внутреннего мира ребенка;

- стремиться к постепенному переходу от контроля и оценки детского коллектива к самоконтролю, от наказания к внутренней моральной оценке поступка;

- в работе использовать простые и понятные для детей воспитательные методы и средства;

- действовать осторожно и медленно, чутко обращаясь к сотрудничеству с детьми (61, с. 17).

Воспитательная система Корчака создалась не вдруг и не сразу. В своей работе встретился он поначалу и с разочарованиями, и с неудачами. Не застраховал его от неприятных неожиданностей и опыт работы с детьми в колониях. "Во второй раз я столкнулся с детьми как с опасной толпой, по отношению к которой я был бессилен, во второй раз в муках опыта начали выковываться непреложные истины" (4, с.189). Но новые условия, разумная забота о детях, методы воспитания, основанные на уважении и доверии к детской личности, постепенно способствовали тому, что число сторонников доброй воли воспитателя и его разумной системы росло. Детский дом начал жить интересной и полной жизнью, вызывавшей интерес педагогов не только в Польше, но и за ее пределами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: