Совет и сейм – организующие и законодательные органы самоуправления

Развитие самоуправления детей поставило перед необходимостью создания органа, который бы одновременно устанавливал законы и нормы общежития и контролировал их выполнение. Так, через полгода деятельности суда в Доме сирот начал действовать Судебный совет. Корчак писал по этому поводу: "Полгода у нас был суд без совета. Сначала надо было испытать суд, а потом уже суд расширять и усовершенствовать" ( 4, с. 249).

Судебный совет состоял из воспитателя и двух судей, избираемых на три месяца тайным голосованием. Судьей мог быть лишь ребенок, не имевший в течение месяца судебных дел. У детей, избранных в Судебный совет, уже после выбора могли быть свои судебные дела и тогда они не имели бы права судить других. Поэтому в Судебный совет, избирались пять человек, но в работе принимали участие всегда только двое. Судебный совет рассматривал следующие дела:

1. Все дела об опозданиях при возвращении от родных.

2. Дела, где помимо определения соответствующей статьи приходится издавать новый обязательный для всех закон.

3. Дела о денежных возмещениях: разбитое стекло, поломка.

4. Дела, по которым следует статья выше статьи пятисотой.

5. Когда у кого-нибудь за неделю столько дел, что надо разобраться всем вместе.

6. Наиболее трудные дела, где для определения, кто прав, кто виноват, приходится долго и тщательно расспрашивать обе стороны (3, с. 226).

С течением времени работа Судебного совета усложнилась. С каждой неделей росло количество дел, решение которых было не в компетенции суда и Судебного совета. Поэтому через несколько испытательных месяцев из Судебного совета был создан Совет самоуправления, который уже разбирал не только дела, переданные судом для вынесения решения, но также письма и заявления детей об изменениях в организации внутренней жизни дома. Это означало расширение области деятельности совета, поскольку он стал разбирать не только автоматически переданные судом дела, а становился законодательным органом. Создавая самоуправление, Корчак заботился о том, чтобы органы самоуправления имели реальную власть: "В противном случае лучше не организовывать выборов, - отмечает он, - не вводить в заблуждение себя и детей. Такая игра неэтична и вредна" (4, с.262). Деятельность совета по принятию новых законов и правил жизни детского дома и содействовала проведению в жизнь этой мысли Корчака.

Важно отметить также, что законы и правила жизни дома, принятые советом, проходили проверку временем, т.е. они принимались Советом на определенный срок, а затем по его истечении вновь рассматривались уже на основе наработанного опыта. Если необходимо, вводились новые дополнения и изменения. Это способствовало тому, что орган этот становился действительно жизненным и необходимым, а законы принятые им, действительно обязательными для всех.

Заслуживает внимания и тот факт, что Совет появился не в результате навязывания его воспитателем, а из потребностей каждого дня. Вот некоторые из дел, после обсуждения которых на Совете были приняты новые правила. Так, Совет отрегулировал такие вопросы, как ношение белья на чердак и раздача настольных игр. До этого белье на чердак носили без всякой очередности и порядка, что часто вызывало споры. После обсуждения вопроса на Совете один из мальчиков взялся организовать это дело, и конфликтов больше не было. Частые потери настольных игр, шашек, фишек привели к тому, что кружок полезных развлечений выработал по просьбе Совета правила пользования играми.

Совет собирался раз в неделю. Состоял из одиннадцати членов: десяти детей и одного воспитателя. Они имели равное право голоса. Дети сами вызывались стать членом Совета, при этом учитывались результаты плебисцитов в течение года, количество памятных "открыток воли", успехи в учебе. Нельзя было также иметь обвинительных приговоров в течение года. Оставшиеся после такого "отбора" дети проходили плебисцит. Позднее такой высокий ценз на звание члена Совета был немного упрощен с тем, чтобы к работе этого органа привлечь как можно больше ребят. Для решения определенных жизненных вопросов Совет составлял для себя комиссии: комиссию по проверке чистоты и порядка в комнатах, комиссию по контролю бережного отношения к книгам и тетрадям, комиссию "памятных открыток", ревизионную комиссию и др.

Кроме того, Совет осуществлял связь детского самоуправления с педагогическим советом, руководил организацией и проведением плебисцитов, утверждал гражданские квалификации, давал характеристики детям для реабилитационного суда. Совет также утверждал списки дежурств и определял количество единиц труда.

В отличие от суда, Совет начал проводить воспитательную профилактику. Регулируя взаимоотношения личности с коллективом, стимулируя воспитательное воздействие общественного мнения, инициативу и активность детей, он стал органом, способствовавшим удовлетворению права детей на самостоятельную организацию своей жизни. Тем самым Корчак нашел разрешение многих проблем, связанных с активизацией и объединением воспитанников. После введения Сейма как высшего органа детского самоуправления Совет начал выполнять функции, прежде всего, исполнительного органа.

Итак, Совет самоуправления в детских домах Корчака выполнял следующие функции:

1. был законодательным органом;

2. осуществлял руководство воспитательными мероприятиями;

3. руководил мероприятиями организационно – хозяйственного характера;

4. осуществлял связь детского самоуправления с педагогическим коллективом.

Выполнение этих функций делало Совет организующим ядром детского самоуправления в Корчака.

Высшим органом детского самоуправления в корчаковских детских домах был сейм. Он избирался раз в год, в его состав входило около 20 депутатов, избранных путем всеобщего плебисцита. Послом мог быть только ребенок, у которого не было ни одной судимости за нечестность (воровство, мошенничество). Однако и у таких детей было право на реабилитацию. В задачи сейма входило принятие или отклонение постановлений Совета самоуправления, установление праздников и знаменательных дат в жизни дома, присуждение наград. По утверждению Сейма в детских домах Корчака проводились необычные праздники: Праздник самого короткого дня: кто хочет, может не вставать, кто хочет, может не стелить постели; 22 июня – праздник самой короткой ночи: кто хочет, может бодрствовать всю ночь: День грязнули: тот, кто хочет умываться в этот день, вносит определенную плату, которую устанавливает Сейм: День первого снега и др.

Впоследствии прерогативы Сейма были настолько расширены, что он принимал участие в утверждении решений о приеме и исключении воспитанников. Однако компетенции Сейма расширялись постепенно и очень осторожно, при этом ограничения этих компетенций носили ясный и недвусмысленный характер. Тем не менее, предоставление детскому самоуправлению таких полномочий показывает, что Корчак последовательно проводил в жизнь свои идеи о правах детей.

Говоря о результатах деятельности детского самоуправления в детских домах Корчака, необходимо еще раз подчеркнуть, что все органы самоуправления возникли из насущных потребностей этих домов. Они были динамичны: их улучшали, изменяли, исправляли в соответствии с потребностями детей и воспитательными задачами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: