double arrow

Принцип соединения разумного воспитания с самовоспитанием детей

Убеждение Корчака в том, что у ребенка есть право быть тем, что он есть, не означает, однако, что он отрицал значение воспитания в формировании личности ребенка. Ни в мировоззренческом, ни в собственно педагогическом плане его нельзя отнести к сторонникам теории свободного воспитания. Напротив, несомненной заслугой Корчака в области теории воспитания является его тонкий анализ двух крайностей в воспитании – "педагогики долженствования и запретов" и практики вседозволенности. Прямо противоположные, на первый взгляд, эти принципы воспитания приводят к одинаковым результатам. В одном случае, постоянный надоедливый контроль, подавление воли ребенка ведут к тому, что он растет безвольным, не способным на поступки человеком, пассивным исполнителем и скучающим рабом. В другом – превращение ребенка в солнце, вокруг которого вращаются воспитатели, исполняя все его прихоти, воспитывает из него изнывающего от скуки тирана. Но и в том и другом случае ребенок растет потребителем лишь чужих взглядов, чужих достижений, лишается радости активной деятельности, постижения счастья от преодоленной трудности, триумфа победы над собственными недостатками.

Корчак не был сторонником ни того, ни другого течения. "Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни, - пишет Корчак, - не желая, чтобы он умер, не даем ему жить" (4, с.56). И поэтому-то, хотя его преследуют бесконечные запреты, предупреждения, ребенку мил азарт малостей, он явно стремиться ко всему дурному, следует самым плохим примерам.

Стало быть, все позволять?

" Ни за что: из скучающего раба мы сделаем изнывающего со скуки тирана, - предупреждает Корчак, - а запрещая, закаляем как-никак волю, хотя бы лишь в направлении обуздания, ограничения себя, развиваем изобретательность, умение ускользнуть из-под надзора, будим критицизм, а это чего-то да стоит, как – правда односторонняя, - подготовка к жизни. Позволяя же детям "все", бойтесь, как бы потакая капризам не подавить сильных желаний. Там мы ослабляем волю, здесь – отравляем" (4, с.57). Нужно просто поверить ребенку, понять его, отличить простой каприз от большого желания, осуществление которого принесет ему самую высокую радость – радость достигнутой цели, раскрытой тайны, счастье самостоятельности, овладения и обладания.

Воспитатель должен овладеть разумными, основанными на знании детей, уважении в каждом из них личности методами и средствами воздействия. Необходимо создать такую систему воспитания, считает Корчак, которая будет отличаться от той, которая предоставляет полную свободу и неизбежно приводит к расхлябанности и беспорядкам. Поэтому Корчака можно отнести к сторонникам своеобразного "разумного воспитания".

Разумное воспитание по Корчаку характеризуется, прежде всего, своим бескорыстием. Корчак боролся с потребительским отношением к детям, считая, что воспитывать надо только ради самого ребенка, для его блага и счастья, для его полноценной радостной жизни; для него самого бороться за его моральное и физическое здоровье, а не для удобства и удовлетворения воспитателей, не в их собственных интересах и не по заказу церкви и государства. Поэтому высшей целью воспитательной системы Корчака было благо ребенка, именно этой идеей руководствовались Корчак и его сотрудники, используя тот или иной воспитательный прием, создавая тот или иной орган детского самоуправления. Во имя блага ребенка, его здоровья проводились бесчисленные исследования и осмотры детей.

Важнейший принцип Корчака – уважение к детству, серьезное отношение к делам и переживаниям ребенка находит отражение в другой важной стороне разумного воспитания – конкретном и диалектическом видении ребенка, или осуществлении индивидуального подхода в процессе воспитания. Для Корчака не существовало ребенка вообще, абстрактного ребенка. Сто детей – сто индивидуальностей, "сто разных уровней силы, знаний, темпераментов и характеров", - отмечает он (4, с.226). Такое отношение к ребенку становилось основой гуманных справедливых взаимоотношений с воспитанниками. Ведь справедливость – это, прежде всего, чуткость воспитателя к индивидуальному духовному миру каждого ребенка, что способствует выбору наиболее эффективных и правильных методов педагогического воздействия.

Следующей характеристикой разумного воспитания по Корчаку является постоянное и глубокое изучение ребенка. «Мы не знаем ребенка, хуже того, знаем по предрассудкам», - писал Корчак (4, с.178). Именно в этом лежит корень многих ошибок в воспитательной работе. Сам он пользовался методом клинических наблюдений за ребенком и за детским коллективом и обучал этому молодых воспитателей. "Познать человека – это значит, прежде всего, изучать ребенка на тысячу способов", - писал Корчак в одной из своих статей (4, с.417). Только тогда работа воспитателя не будет ни монотонной, ни безнадежной, каждый день принесет что-либо новое, неожиданное, необыкновенное, обогатит еще одним данным. «И только тогда он полюбит каждого ребенка разумной любовью, заинтересуется его духовной сущностью, потребностями и судьбой. Чем ближе он станет к ребенку, тем больше заметит в нем черт, достойных внимания. И в исследовании найдет и награду, и стимул к дальнейшему исследованию, к дальнейшим усилиям» (4, с.180).

Основной метод разумного воспитания – ослабление отрицательных черт характера детей и развитие положительных (воспитание с опорой на положительное). К данному вопросу о методах педагогического воздействия на детей Корчак подходит с позиции сравнения врачебной и педагогической этики. Самое главное положение медицины – прежде всего, не вредить – должно быть центральным и в воспитании, считает Корчак.

Воспитатель должен воздействовать на ребенка в направлении облагораживания или ослабления некоторых качеств, склонностей или влечений ребенка. Это убеждение Корчака находит отражение в следующем его высказывании: "Говорят, лечение истерии заключается в следующем: "Вы утверждаете, что вы петух? Ну и оставайтесь им, только не пойте". "Ты вспыльчив, - говорю я мальчику. – Ладно, дерись, только не слишком больно, злись, только раз в день". Если хотите, в этой фразе я изложил весь педагогический метод, которым пользуюсь" (4, с.65).

Данный метод разумного воспитания связан с принципом постепенности в воздействии на ребенка. Он решает задачу постепенного ослабления отрицательных качеств и неуклонного развития положительных черт. Кроме того, этот метод еще раз показывает, что Корчак был чужд неоправданного оптимизма: из каждого ребенка нельзя сделать все, что задумает воспитатель. Но вносить коррективы постепенно, последовательно развивать лучшее, пригасить плохое – можно и нужно. Таким образом, Корчак был далек от мысли, что воспитатель всемогущ, поэтому работая с детьми, надо идти от индивидуальности каждого, помогать каждому ребенку развивать свои собственные задатки, а не вызывать к жизни те способности, которых у ребенка нет.

Еще одной важной стороной разумного воспитания по Корчаку является понимание и терпимость воспитателя во взаимоотношениях с детьми. Анализируя опыт своей воспитательной работы, Корчак приходит к мысли, что "воспитатель должен уметь любого в любом случае целиком простить. Все понимать – это все прощать. Воспитатель, вынужденный постоянно ворчать, кричать, отчитывать, угрожать и карать, должен в душе, для самого себя, снисходительно отнестись к любому проступку, упущению, вине" (4, с.406). Прощение в этом случае действует на самые чувствительные точки самолюбия и рождает в его душе стремление к исправлению, к активной деятельности. Однако это не значит, что Корчак проповедует всепрощение, отрицает необходимость разумного проявления воли воспитателя и закрывает глаза на явную или намеренную недисциплинированность детей. Здесь важно умение воспитателя понять, в чем причина проступка, считает Корчак, понять мотивы, побудившие его к подобным действиям, и лишь затем обратиться к определенным "лечебным процедурам". И прощение воспитателя одно из самых сильных средств в их арсенале. Кроме того, "сердитый взгляд, похвала, выговор, шутка, совет, поцелуй, сказка в качестве награды, словесное поощрение – вот лечебные процедуры, которые надо назначить в малых и больших дозах, чаще или реже, в зависимости от данного случая и особенностей организма" (4, с. 177).

Придавая большое значение воспитанию, Корчак в то же время подчеркивал, что "воспитания без участия в нем самого ребенка не существует " (4, с. 320). Не случайно одну из важнейших задач разумного воспитания, а значит и задач воспитания в своих детских домах, он видел в развитии в детях стремления к самовоспитанию, привитие навыков самопознания, самообладания и самостоятельности. Поэтому принцип взаимодействия "разумного воспитания" и самовоспитания детей был одним из основополагающих принципов в его сиротских домах наравне с принципом уважения личности и прав ребенка. В то же время он был неразрывно с ним связан, поскольку только воспитатель, признающий и уважающий как права каждого отдельного ребенка, так и всего детского общества, может создать условия для самовоспитывающей активности детей, формировать в детском коллективе и у отдельных воспитанников умений и навыков самопознания, самоконтроля, самооценки и самоуправления.

В основе корчаковской концепции самовоспитания, охватывающего все стороны жизни ребенка, лежит психологически обоснованное убеждение в том, что дети имеют право на собственное детство и собственную жизнь в рамках организованного общества, что они способны к совместной жизни и самоконтролю. "Детям свойствен социальный инстинкт, – отмечает Корчак. – Дети могут отнестись к известному начинанию настороженно потому, что не доверяют взрослым или не поняли, но быстро одобрят его, если сами примут участие" (4, с. 210).

Надо отметить, что уже сама постановка проблем уважения прав детей и самовоспитания во времена, когда "железный диктат существующих условий имел в виду детей лишь постольку, поскольку учил гнуть спины, подчиняться, рассчитывать; приучал к будущим компромиссам" (4, с. 147), а опекунские учреждения были зачастую "очагом моральной заразы", была не только явлением прогрессивным и новым, но и требовала определенного педагогического мужества.

Корчак видит цель воспитания в том, чтобы " обеспечить детям свободу гармонического развития всех духовных сил, высвободить всю полноту скрытых возможностей, воспитать в уважении к добру, красоте, к свободе" (4, с. 131). Однако он понимал, что в том обществе, в котором он создал свою воспитательную систему, невозможно осуществление этого идеала гармонического развития, ведь государство, церковь, работодатель ждут от его воспитанников только посредственности и смирения. Даже если ему удастся воспитать творчески активную личность, жестокая жизнь сломает ее, затрет, отрежет дорогу… С тревогой думая о горьком будущем своих питомцев, он готовил их к жизни, учил инициативе, воспитывал характер, развивал волю, чтобы воспитанники его могли выстоять в беспощадной жизненной борьбе. Именно с этой целью создает он в своих детских домах воспитательную систему, основанную на детской активности и самостоятельности, на мобилизации собственных усилий и труда детей в интересах их воспитания, сделав краеугольным камнем этой системы детское самоуправление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: