Заемный и привлеченный капитал предприятия

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности организации, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, а в конечном счете – повысить рыночную стоимость предприятия.

Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга).

Деятельность предприятия (организации) неразрывно связана с функционированием кредитного рынка. Прямыми участниками финансовых операций на кредитном рынке выступают кредиторы и заемщики.

Главной особенностью механизма функционирования рынка является то, что ценой обращающихся на нем кредитных инструментов выступает ставка процента за кредит.

В зависимости от форм обращения отдельных кредитных инструментов на кредитном рынке ставка процента за кредит может приобретать на нем различные формы – кредитный процент, депозитный процент, межбанковский процент, учетный процент и т. п. Различая по своему уровню, эти виды процента за кредит не меняют своей сущности, являясь ценой кредитных ресурсов. Тем не менее, в составе таких видов цен на кредитные ресурсы основную роль играет учетная ставка Национального банка, динамика которой определяет влияние других составляющих цены на денежные активы, предлагаемые к продаже.

Учетная ставка Национального банка является регулируемым государственным показателем. Это регулирование осуществляется исходя из макроэкономических факторов в соответствии с финансовой политикой государства. Механизм рыночного саморегулирования уровня процента за кредит строится с учетом иных факторов, основными из которых являются:

установленный Национальным банком уровень учетной ставки. Он является минимальным нормативным показателем формирования уровня цен на кредитные ресурсы при их продаже;

прогнозируемый темп инфляции. С учетом этого фактора возмещается возможная потеря реального дохода продавцов кредитных ресурсов в форме уровня инфляционной премии;

уровень кредитного риска. Характеризует риск невозврата (или несвоевременного возврата) заемщиком полученного кредита и обусловленной суммы процента по нему. Уровень кредитного риска в свою очередь определяется многими факторами, среди которых наиболее важную роль играют состояние кредитоспособности и платежеспособности заемщика, его деловая репутация и форма обеспечения кредита. Кредитный риск обычно возвращается в форме премии за риск;

уровень ликвидности кредита. Характеризуется сроком предоставления кредита и возвращается в форме премии за ликвидность;

уровень маржи. Представляет собой разницу между уровнями цен продажи и покупки кредитных ресурсов банком или другими кредитно-финансовым учреждением. Маржа предназначена для покрытия операционных затрат, уплаты налоговых платежей и формирования прибыли по кредитной деятельности продавца кредитных ресурсов.

С учетом перечисленных основных факторов цена предложения денежных и других кредитных инструментов на кредитном рынке их продавцом формируется на дифференцированной основе по каждому конкретному кредиту по следующей модели:

ЦПк = УС + ИП + ПР + ПЛ + М,

где ЦПк – уровень кредитного процента (цена привлечения кредитных ресурсов);

УС – уровень действующей учетной ставки центрального (Национального) банка;

ИП – уровень инфляционной премии, приравниваемый обычно к прогнозируемому темпу инфляции;

ПР – уровень премии за риск, рассчитанный исходя из уровня кредитного риска по конкретному заемщику;

ПЛ – уровень премии за ликвидность, определяемый сроком предоставления кредита с учетом оценки его будущей премии;

М – уровень маржи, определяемый конкретным финансово-кредитным учреждением с учетом специфики условий осуществления его кредитной деятельности.

Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования различных источников и в различных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала. Формы привлечения заемных средств дифференцируется в разрезе финансового (банковского) кредита, товарного (коммерческого) кредита и прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятия осуществляют исходя из целей и специфики хозяйственной деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: