Изучение практики размещения предприятий розничной торговли на территории городских поселений позволило выявить факторы, влияющие на выбор места для магазина (таблица 1).
Таблица 1 Факторы, влияющие на выбор места для магазина*
Тип места |
Насколько близко оно расположено к целевому рынку? Подходит ли этот тип места для магазина? Каково состояние этого места? Какова область торговли в этом месте? |
Доступность |
Как выглядит схема дорог и дорожных условий вокруг данного места? Есть ли поблизости естественные и искусственные барьеры? Хорошо ли видно это место с улицы? Сбалансировано ли дорожное движение (оно должно быть не слишком активным, но и не слишком вялым)? Сбалансировано ли количество парковочных мест (их должно быть не слишком много, но и не слишком мало)? Сбалансировано ли количество автомобилей и пешеходов (их должно быть не слишком много, но и не слишком мало)? Просто ли въехать на стоянку и выехать с нее? |
Преимущества расположения в торговом центре |
Есть ли рядом важные для покупателей магазины? Будут ли соседи конкурировать/способствовать работе магазина? |
Условия аренды |
Кому более выгодны условия договора аренды: арендатору и арендодателю? Подходит ли тип аренды для розничного торговца? |
Правовые аспекты |
Соответствует ли место законам об обслуживании инвалидов (если таковые законы имеются)? Соответствует ли место природоохранным стандартам? Соответствует ли магазин районированию места? Соответствует ли место архитектурным требованиям? Соответствуют ли наружные знаки и указатели архитектурным требованиям, районированию и требованиям руководства торгового центра? Сможет ли магазин получить специальные лицензии (например на торговлю алкогольными напитками)? |
* Леви М., Вейнц Б.А., Бартон А. Основы розничной торговли. – М.: Экономика, 2006, с. 184
|
|
Задание:
1. Дайте характеристику указанным факторам.
2. Проанализируйте и дайте объяснение влияния месторасположения конкретного магазина (по выбору студента или преподавателя) на его конкурентоспособность.
3. Определите, какие еще факторы должны быть учтены при выборе места расположения магазина с учетом местных условий.
Вопросы для подготовки к зачету.
1. Основные понятия: «Организация производства», «торговые процессы», «розничная торговля», «оптовая торговля», «операции и процедуры в торговле». ОК-2, ОК-6, ОК-9, ОК-13, ПК-26, ПК-29, ПК-50.
2. Основные функции процессов организации деятельности предприятия. 3. Организация операций и процедур как объект управления и системы управления. ОК-2, ОК-5-9, ОК-13, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
|
|
4. Количественные и качественные показатели, характеризующие эффективность операций в системе управления. ОК-2, ОК-9, ОК-12, ОК-13, ПК-18, ПК-20, ПК-22, ПК-26, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
5. Предприятие торговли как хозяйствующий субъект Сфера функционирования торгового предприятия на потребительском рынке.
на потребительском рынке. ОК-2, ОК-7-10, ПК-21, ПК-22, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
6. Оптовая торговля сущность, функции, особенности функционирования, современное состояние и перспективы развития. ОК-2, ОК-7-10, ПК-21, ПК-22, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
7. Виды и типы оптовых предприятий, функции и их роль в организации процессов товародвижения. ОК-2, ОК-7-10, ПК-21, ПК-22, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
8. Особенности развития оптовой торговли в мировом экономическом пространстве. ОК-2, ОК-7-10, ПК-21, ПК-22, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
9. Оптовые предприятия общенационального масштаба и регионального уровня. Независимые оптовики, торгово-посреднические структуры, организаторы оптового оборота. ОК-2, ОК-10, ПК-21, ПК-22, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
10. Организация закупочной деятельности на оптовом предприятии. Сущность процессов закупочной работы, источники поставок товаров. ОК-2, ОК-5-9, ОК-12, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
11. Основные критерии выбора поставщиков. Операции по организации закупок товаров и оценка её эффективности (на оптовом и розничном предприятии). ОК-2, ОК-5-9, ОК-12, ОК-13, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
12. Факторы, влияющие на закупочную работу торгового предприятия и её эффективность (на оптовом предприятии, в розничной торговле). ОК-2, ОК-5-9, ОК-12, ОК-13, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
13. Операции по организации оптовой продажи товаров и оценка их эффективности. ОК-2, ОК-5-9, ОК-12, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
14. Источники поставок товаров в розничную сеть, процессы по их изучению и выбор. ОК-2, ОК-5-9, ОК-12, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
15. Коммерческие риски в торговле и пути их снижения. ОК-2, ОК-5-9, ОК-12, ОК-13, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
16. Договоры в торговле, операции и процедуры по заключению договоров на поставку товаров и их экономическое обоснование. ОК-2, ОК-5-9, ОК-12, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
17. Договоры поставки товаров: их сущность, порядок заключения и расторжения договоров поставки. ОК-2, ОК-5-9, ОК-12, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
18. Процессы организации закупок на оптовых ярмарках. ОК-2, ОК-5-9, ОК-12, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
19. Классификация оптовых предприятий, роль отдельных видов и типов оптовых предприятий в организации процессов товародвижения. ОК-7-10, ОК-13, ПК-21-22, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
20. Организация процессов товароснабжения розничных торговых предприятий (на конкретном примере). ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
21. Современные направления развития сети предприятий розничной торговли. ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
22. Классификации предприятий розничной торговли: признаки классификации, типы и виды предприятий. ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
23. Организация и технология завоза товаров в розничные торговые предприятия. ОК-2, ОК-5-9, ОК-10-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
24. Операции по разработке планограммы рационального размещения товаров в торговом зале магазина с позиции мерчандайзинга. ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
25. Операции по организация и технологии розничной продажи товаров (на примере конкретного магазина). ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
26. Основы формирования инфраструктуры розничной торговли. ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
|
|
27. Формы торгового обслуживания и методы продажи товаров. ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
28. Правила продажи отдельных видов товаров. ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
29. Продажа товаров по особым правилам: по образцам, продажа товаров в кредит, продажа товаров длительного пользования, продажа алкогольной продукции и табачных изделий. ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
30. Организационные операции торгового обслуживания покупателей и пути их совершенствования. ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
31. Современные формы и методы торгового обслуживания и их эффективность. ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
32. Организация государственного контроля за торговлей. ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
33.Организационные операции по анализу и оценке культуры и качества торгового обслуживания населения. ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
34. Анализ состояния и обоснование перспективных направлений развития оптовой торговли. ОК-2, ОК-5-10, ОК-12, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-21, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
35. Автоматизации процессов продажи товаров (вендинга). ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
36. Внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания, основанных на мерчандайзинговом подходе. ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
37. Анализ места расположения магазина и оценка его потенциала. ОК-2, ОК-5-10, ОК-12, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-21, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
38. Выбор оптимального типа торгового центра для конкретной территории. ОК-2, ОК-5-10, ОК-12, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-21, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
39. Операции по организации закупок товаров и оценка её эффективности (на оптовом и розничном предприятии). ОК-2, ОК-5-9, ОК-12, ОК-13, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
|
|
40. Факторы, влияющие на закупочную работу торгового предприятия и её эффективность (на оптовом предприятии, в розничной торговле). ОК-2, ОК-5-9, ОК-12, ОК-13, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
41. Операции по организация оптовой продажи товаров и оценка их эффективности. ОК-2, ОК-5-10, ОК-12, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-21, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
42. Операции по изучению источников поставок товаров в розничную сеть, их изучение и выбор. ОК-2, ОК-5-9, ОК-12, ОК-13, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
43. Франчайзинг в торговли и перспективы его развития. ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20-22, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
44. Формирование и размещение торговой сети на территории города. ОК-2, ОК-5-10, ОК-12, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-21, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
45. Современные форматы магазинов их характеристика и организации работы. ОК-2, ОК-5-10, ОК-12, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-21, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
46. Торговые центры и перспективы их развития. ОК-2, ОК-5-10, ОК-12, ОК-13, ОК-18, ОК-20, ПК-8, ПК-18, ПК-20, ПК-21, ПК-26, ПК-29, ПК-35, ПК-47, ПК-50.
Примерная программа одобрена на заседании кафедры Организации и технологии коммерции от 18 мая 2010 г. № 11
Разработчики:
д. э. н., профессор кафедры
Организация технологий коммерции РГТЭУ Николаева Т. И.
Эксперт: