Универсальная модель
Анализа эпизода
I. Место расположения данного эпизода в тексте (связь данного эпизода с этапами развития сюжета, действия).
ВОПРОСЫ.
1. Определите, какое место занимает данный эпизод в сюжете литературного произведения.
2. С каким этапом сюжетного (несюжетного) действия соотносится данный эпизод.
3. Какие смысловые связи с другими эпизодами и произведением в целом вы можете найти.
II. Определение типа эпизода по содержанию (этап сюжетного действия, сюжетный, несюжетный: вставной эпизод, лирическое отступление и т.п.).
Тип эпизода по форме (сценический эпизод или повествовательно-диалогический; несценический: панорамный или описательный).
ВОПРОСЫ.
1. К какому типу можно отнести предложенный эпизод.
2. Какой тип описания доминирует в данном эпизоде.
3. Как раскрывается в эпизоде пространство и время.
4.
III. Анализ событий, изображенных в эпизоде (исторические, вымышленные).
ВОПРОСЫ.
1. Дайте характеристику событий, изображенных в данном эпизоде.
|
|
2. Можно ли назвать эти события историческими. Свой ответ объясните.
3. Как через событийный ряд автор раскрывает, выражает свое отношение.
IV. Характеристика действующих лиц эпизода.
Средства характеристики:
-прямая авторская: сознательное раскрытие, личная оценка;
-портрет (натуралист., психологич., гротескн.);
-характер героя;
- речевая характеристика;
- поступки и действия;
- психологический анализ;
- взаимоотношения;
- художественные детали;
- пейзаж;
- говорящая фамилия; ремарка).
ВОПРОСЫ.
1. Перечислить героев эпизода.
2. Смысловая функция каждого действующего персонажа.
3. Средства создания образа (почему именно эти), к каким художественным приемам прибегает автор.
V. Анализ художественно-выразительных и лексических средств данного эпизода. Их значение.
(эпитет, пост. эпитет, сравнение, метафора, гипербола, ирония, олицетворение – наиболее часто встречаются в заданиях ЕГЭ)
(синонимы, антонимы, омонимы, просторечия, неологизмы, историзмы, профессионализмы, диалектизмы…)
ВОПРОСЫ.
1. Найдите художественно-выразительные средства эпизода.
2. С какой целью автор их употребляет. Как данный троп помогает автору характеризовать героя, события, выразить авторское отношение. Как часто в данном эпизоде используется данное художественное средство. Почему.
3. Найдите лексические средства. Для чего они использованы? Какие характерные особенности стиля писателя вы можете отметить?
VI. Особенности использования в эпизоде композиционных элементов (пейзаж, интерьер, дневник, письмо, сон…).
ВОПРОСЫ.
1. Какие композиционные элементы в эпизоде использованы.
2. Какую роль данный композиционный элемент играет в раскрытии характера, действия.
3. Почему выбран именно этот элемент композиции.
4. Связь между эпизодом и композицией.