V. Анализ художественно-выразительных и лексических средств данного эпизода. Их значение

Универсальная модель

Анализа эпизода

I. Место расположения данного эпизода в тексте (связь данного эпизода с этапами развития сюжета, действия).

ВОПРОСЫ.

1. Определите, какое место занимает данный эпизод в сюжете литературного произведения.

2. С каким этапом сюжетного (несюжетного) действия соотносится данный эпизод.

3. Какие смысловые связи с другими эпизодами и произведением в целом вы можете найти.

II. Определение типа эпизода по содержанию (этап сюжетного действия, сюжетный, несюжетный: вставной эпизод, лирическое отступление и т.п.).

Тип эпизода по форме (сценический эпизод или повествовательно-диалогический; несценический: панорамный или описательный).

ВОПРОСЫ.

1. К какому типу можно отнести предложенный эпизод.

2. Какой тип описания доминирует в данном эпизоде.

3. Как раскрывается в эпизоде пространство и время.

4.

III. Анализ событий, изображенных в эпизоде (исторические, вымышленные).

ВОПРОСЫ.

1. Дайте характеристику событий, изображенных в данном эпизоде.

2. Можно ли назвать эти события историческими. Свой ответ объясните.

3. Как через событийный ряд автор раскрывает, выражает свое отношение.

IV. Характеристика действующих лиц эпизода.

Средства характеристики:

-прямая авторская: сознательное раскрытие, личная оценка;

-портрет (натуралист., психологич., гротескн.);

-характер героя;

- речевая характеристика;

- поступки и действия;

- психологический анализ;

- взаимоотношения;

- художественные детали;

- пейзаж;

- говорящая фамилия; ремарка).

ВОПРОСЫ.

1. Перечислить героев эпизода.

2. Смысловая функция каждого действующего персонажа.

3. Средства создания образа (почему именно эти), к каким художественным приемам прибегает автор.

V. Анализ художественно-выразительных и лексических средств данного эпизода. Их значение.

(эпитет, пост. эпитет, сравнение, метафора, гипербола, ирония, олицетворение – наиболее часто встречаются в заданиях ЕГЭ)

(синонимы, антонимы, омонимы, просторечия, неологизмы, историзмы, профессионализмы, диалектизмы…)

ВОПРОСЫ.

1. Найдите художественно-выразительные средства эпизода.

2. С какой целью автор их употребляет. Как данный троп помогает автору характеризовать героя, события, выразить авторское отношение. Как часто в данном эпизоде используется данное художественное средство. Почему.

3. Найдите лексические средства. Для чего они использованы? Какие характерные особенности стиля писателя вы можете отметить?

VI. Особенности использования в эпизоде композиционных элементов (пейзаж, интерьер, дневник, письмо, сон…).

ВОПРОСЫ.

1. Какие композиционные элементы в эпизоде использованы.

2. Какую роль данный композиционный элемент играет в раскрытии характера, действия.

3. Почему выбран именно этот элемент композиции.

4. Связь между эпизодом и композицией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: