Статистический контроль качества

В отраслях промышленности статистические методы применяются для проведения анализа качества продукции и процесса. Анализом качества является анализ, посредством которого с по-мощью данных и статистических методов определяется отношение между точными и заменен-ными качественными характеристиками. Анализом процесса является анализ, позволяющий уяс-нить связь между причинными факторами и такими результатами, как качество, стоимость, произ-водительность и т.д. Контроль процесса предусматривает выявление причинных факторов, влияю-щих на бесперебойное функционирование производственного процесса. Качество, стоимость и производительность являются результатами процесса контроля.

Научные методы статистического контроля качества продукции используются в машино-строении, в легкой промышленности, в области коммунальных услуг.

Основной задачей статистических методов контроля является обеспечение производства пригодной к употреблению продукции и оказание полезных услуг с наименьшими затратами. Ста-тистические методы контроля качества продукции дают значительные результаты по следующим показателям:

· повышение качества закупаемого сырья;

· экономия сырья и рабочей силы;

· повышение качества производимой продукции;

· снижение затрат на проведение контроля;

· снижение количества брака;

· улучшение взаимосвязи между производством и потребителем;

· облегчение перехода производства с одного вида продукции на другой.

Два основных понятия в контроле качества – это измерение контролируемых параметров и их распределение. Первое понятие – для того, чтобы можно было судить о качестве продукции не обязательно измерять такие параметры, как прочность материала, бумаги, массу и размеры пред-мета, качество окраски и т.д. Второе понятие – распределение значений контролируемого парамет-ра – основано на том, что нет двух совершенно одинаковых по величине параметров у одних и тех же изделий; по мере того, как измерения становятся все более точными, в результатах измерений параметра обнаруживаются небольшие расхождения.

Всем переменным свойственны какие-либо взаимосвязи и закономерности. Такие взаи-мосвязи не всегда очевидны, в основном из-за того, что для отдельных наблюдений они не могут быть достаточно точны. Дело в том, что исходным данным в определенной степени свойственна изменчивость, скрывающая истинные зависимости. В некоторых случаях после обнаружения скрытых взаимосвязей крайне важно понять типы и источники изменчивости. Изменчивость пове-дения контролируемого параметра бывает двух видов:

· когда значения его составляют совокупность случайных величин,

образующихся в нормальных условиях;

· когда совокупность его случайных величин образуется в условиях,

отличных от нормальных под действием определенных причин.

Соответственно, все процессы и их результаты подвержены изменчивости – вариабель-ности. Поэтому при решении задач статистического управления процессами исходят из того, что как в производственных, так и в любых других процессах, всегда имеют место изменения или ва-риации, проявляющиеся в отклонении от целевых значений каких-либо параметров, характеризу-ющих процесс. При естественном ходе процесса его изменчивость обычно обусловлена влиянием множества разнообразных случайных (обычных) неконтролируемых причин. Каждая из таких пос-тоянно присущих причин составляет незначительную долю общей изменчивости, и ни одна из них не значима сама по себе. Тем не менее, сумма всех этих случайных причин изменчивости процесса измерима, и предполагается, что она внутренне присуща процессу. Исключение или уменьшение влияния обычных причин требует управленческих решений и выделения ресурсов на улучшение процесса и в ряде случаев оказывается экономически нецелесообразным или технически невоз-можным.

Основными задачами статистического управления процессами являются:

· обеспечение и поддержание процессов на приемлемом и стабильном

уровне, гарантирующем соответствие продукции и услуг установленным

требованиям;

· своевременное распознавание перехода процесса в статистически

неуправляемое состояние;

· обнаружение неслучайных (особых) причин изменчивости процесса и

принятие надлежащих мер для исключения или ослабления их влияния

на ход процесса;

· исключение излишнего управления процессом, находящимся в

статистически управляемом состоянии, и случаев непринятия

необходимых действий при переходе процесса в статистически

неуправляемое состояние.

Персонал, осуществляющий управление процессом, в котором формируется контролируе-мый параметр, должен по его значениям установить:

· в каких условиях они получены (нормальных или отличных от них);

· если они получены в условиях, отличных от нормальных, то каковы

причины нарушения нормальных условий процесса.

Затем принимается управляющее воздействие по устранению этих причин, т.к. это имеет особенно большое значение для тех процессов, изменчивостью которых нужно управлять. Процессом здесь называется любая деятельность, которая принимает набор входных элементов и возвращает про-дукт. Например, на промышленном предприятии входным элементом является сырье, а выходным продуктом – готовый товар. Процесс необязательно должен быть производственным, например другим типом процесса является обработка и анализ неструктурированной информации с полу-чением отчета. Обучение также является процессом, поскольку преподаватель начинает работу с необученными или неинформированными студентами, которые в ходе обучения овладевают зна-ниями по тому или иному предмету (например, по курсу Управление жизненным циклом и ка-чеством продукции). Во всех этих процессах необходимо осуществлять управление процедурой для повышения качества. В этом контексте анализ процессов называется статистическим уп-равлением качеством (СУК), либо статистическим управлением процессами (СУП).

СУП предложено в 1924 году исследователем компании «Bell Telephone Laboratories» Уолтером Шьюхартом. Некоторые продукты этой компании изготавливались с большим разбро-сом качества, а руководители производства никак не могли сократить разброс до приемлемого уровня. Шьюхарт разработал элементарные инструменты статистического управления процессами для повышения однородности качества продукции компании. Идеи Шьюхарта позднее были раз-виты Эдвардсом Демингом, который безуспешно старался убедить американские компании в не-обходимости внедрения СУП как базовой методологии всех производственных процессов. После ряда неудачных попыток убедить в своей правоте руководителей американских компаний он об-ратился к руководителям японских компаний. Япония перед второй мировой войной была печаль-но известна ужасным качеством своей продукции. Японские руководители с готовностью воспри-няли СУП, и в последствии марка сделано в Японии стала синонимом высокого и стабильного ка-чества. В ответ на это американские компании также попытались применить СУП, и многие их то-вары сумели вновь отвоевать утраченные позиции на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: