double arrow

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ


Индивидуальные оценки, или метод согласования оценок, предполагают, что каждый эксперт дает свою (личную) оценку ве­роятности события. Такие оценки используют, как правило, при решении узких научных или практических проблем. Их дают экс­перты независимо друг от друга.

Индивидуальные экспертные оценки основаны на использова­нии мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля.

Различают следующие экспертные методы: интервью, аналити­ческие записки (или аналитические экспертные оценки), построе­ние сценариев, анкетирование.

Интервью предполагает частную беседу организатора про­гнозной деятельности с экспертом. Организатор заранее разраба­тывает программу в виде вопросов по перспективному развитию прогнозируемого объекта. Эксперт экспромтом должен дать за­ключение по самым разным вопросам. С одной стороны, на экс­перта оказывается невольное психологическое давление, с дру­гой — эксперт, не обсуждая проблемы с другими специалистами, не может генерировать принципиально новую идею. При ис­пользовании этого метода в разработке участвуют корреспондент и респондент.




Иногда данный метод называют методом опросов типа интер­вью. Основной его недостаток — оказание психологического дав­ления на эксперта.

Аналитические записки (или аналитические экспертные оцен­ки) представляет эксперт на основе индивидуальных оценок и разработок. При использовании этого метода эксперт проводит все необходимые на его взгляд работы по анализу и прогнозирова­нию объекта. Он может иметь доступ к необходимой информа­ции, справочной литературе, результатам различных исследова­ний и т. д. В этом случае психологическое давление на эксперта минимально.

Результаты проделанной работы эксперт направляет организа­тору разработки прогнозов в виде аналитической записки, содер­жащей основные доказательные выводы. В этом случае эксперт всегда несет моральную ответственность за точность прогнозиро­вания.

К недостаткам метода следует отнести невозможность эксперта в одном лице охватить все области человеческих знаний, внутрен­нюю логику развития самого объекта прогнозирования, учесть полноту развития научно-технического прогресса и его влияние на конкретный объект, другие факторы внутренней и внешней со­циально-экономической сферы.

Построение сценариев обычно поручается высококвалифици­рованному эксперту, который, в свою очередь, использует объе­динения независимых прогнозов и метод согласования мнения экспертов. В экономическом прогнозировании под сценарием понимают описание возможной последовательности событий, которые связывают настоящее и будущее. Цель сценария — оп­ределить генеральное или стратегическое направление развития события.



Если понимать сценарий как описание картин будущего с уче­том правдоподобных предположений, то для объективного про­гноза необходимо иметь несколько сценариев развития событий (оптимистический, пессимистический и средний). Средний сце­нарий является наиболее вероятным, или ожидаемым.

Метод написания сценарияоснован на определении логики про­цесса или явления во времени при различных условиях. Он пред­полагает установление последовательности событий, развиваю­щихся при переходе от существующей ситуации к будущему со­стоянию объекта.

Прогнозный сценарий определяет стратегию развития про­гнозируемого объекта. Он должен отражать генеральную цель развития объекта, критерии, приоритеты проблем и ресурсы для достижения основных целей. В сценарии отображаются после­довательное решение задачи, возможные препятствия. При этом используются необходимые материалы по развитию объекта про­гнозирования.

Сценарий должен быть написан так, чтобы после ознакомле­ния с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы в свете социально-экономических задач на прогнозируемый период. Он обычно носит многовариантный характер и рассматривает три ли­нии поведения: оптимистическую — развитие системы в наиболее благоприятной ситуации; пессимистическую — развитие системы в наименее благоприятной ситуации; рабочую — развитие систе­мы с учетом противодействия отрицательным факторам, появле­ние которых наиболее вероятно. В рамках прогнозного сценария целесообразно прорабатывать резервную стратегию на случай не­предвиденных ситуаций.



Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте классификацию основных методов прогнозирования.

2. В каких случаях целесообразно применять интуитивные методы прогнозирования?

3. В чем заключается сущность метода интервью. Приведите пример.

4. Охарактеризуйте метод аналитических записок.







Сейчас читают про: