Индивидуальные оценки, или метод согласования оценок, предполагают, что каждый эксперт дает свою (личную) оценку вероятности события. Такие оценки используют, как правило, при решении узких научных или практических проблем. Их дают эксперты независимо друг от друга.
Индивидуальные экспертные оценки основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля.
Различают следующие экспертные методы: интервью, аналитические записки (или аналитические экспертные оценки), построение сценариев, анкетирование.
Интервью предполагает частную беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом. Организатор заранее разрабатывает программу в виде вопросов по перспективному развитию прогнозируемого объекта. Эксперт экспромтом должен дать заключение по самым разным вопросам. С одной стороны, на эксперта оказывается невольное психологическое давление, с другой — эксперт, не обсуждая проблемы с другими специалистами, не может генерировать принципиально новую идею. При использовании этого метода в разработке участвуют корреспондент и респондент.
|
|
Иногда данный метод называют методом опросов типа интервью. Основной его недостаток — оказание психологического давления на эксперта.
Аналитические записки (или аналитические экспертные оценки) представляет эксперт на основе индивидуальных оценок и разработок. При использовании этого метода эксперт проводит все необходимые на его взгляд работы по анализу и прогнозированию объекта. Он может иметь доступ к необходимой информации, справочной литературе, результатам различных исследований и т. д. В этом случае психологическое давление на эксперта минимально.
Результаты проделанной работы эксперт направляет организатору разработки прогнозов в виде аналитической записки, содержащей основные доказательные выводы. В этом случае эксперт всегда несет моральную ответственность за точность прогнозирования.
К недостаткам метода следует отнести невозможность эксперта в одном лице охватить все области человеческих знаний, внутреннюю логику развития самого объекта прогнозирования, учесть полноту развития научно-технического прогресса и его влияние на конкретный объект, другие факторы внутренней и внешней социально-экономической сферы.
Построение сценариев обычно поручается высококвалифицированному эксперту, который, в свою очередь, использует объединения независимых прогнозов и метод согласования мнения экспертов. В экономическом прогнозировании под сценарием понимают описание возможной последовательности событий, которые связывают настоящее и будущее. Цель сценария — определить генеральное или стратегическое направление развития события.
|
|
Если понимать сценарий как описание картин будущего с учетом правдоподобных предположений, то для объективного прогноза необходимо иметь несколько сценариев развития событий (оптимистический, пессимистический и средний). Средний сценарий является наиболее вероятным, или ожидаемым.
Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. Он предполагает установление последовательности событий, развивающихся при переходе от существующей ситуации к будущему состоянию объекта.
Прогнозный сценарий определяет стратегию развития прогнозируемого объекта. Он должен отражать генеральную цель развития объекта, критерии, приоритеты проблем и ресурсы для достижения основных целей. В сценарии отображаются последовательное решение задачи, возможные препятствия. При этом используются необходимые материалы по развитию объекта прогнозирования.
Сценарий должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы в свете социально-экономических задач на прогнозируемый период. Он обычно носит многовариантный характер и рассматривает три линии поведения: оптимистическую — развитие системы в наиболее благоприятной ситуации; пессимистическую — развитие системы в наименее благоприятной ситуации; рабочую — развитие системы с учетом противодействия отрицательным факторам, появление которых наиболее вероятно. В рамках прогнозного сценария целесообразно прорабатывать резервную стратегию на случай непредвиденных ситуаций.
Контрольные вопросы и задания:
1. Дайте классификацию основных методов прогнозирования.
2. В каких случаях целесообразно применять интуитивные методы прогнозирования?
3. В чем заключается сущность метода интервью. Приведите пример.
4. Охарактеризуйте метод аналитических записок.