Решение

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий.

Методы опосредованной наглядности. Они создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения.

К ним относятся [1]:

· демонстрация иллюстративного материала (наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, киноциклограмм и т. п.);

· макетной демонстрации игровой площадки, слаломной трассы;

· рисунки фломастером на специальной доске.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений, а также тактических действий в игровых видах спорта.

Немаловажную роль в обеспечении наглядности во время выполнения упражнений играет введение в обстановку действия наглядных ориентиров (флажков, разграничительных линий, щитов с разметкой, которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений, точки приложения усилий).

Самое простое и доступное решение – это распечатка плакатов с элементами движений.

В современных условиях при надлежащем техническом вооружении в школах на уроках ФК возможен показ и разучивание движений через проектор на экран в формате видео-роликов, специально подобранных учителей по изучаемой теме.

Урок с интерактивной доской представляет собой форму занятий, при которой ученики активно взаимодействуют с учителем и друг с другом. Для организации подобных занятий применяются интерактивные доски и интерактивные учебные материалы, которые преподаватели готовят заранее с помощью специальных программ.

Уроки с использованием интерактивной доски помогают сделать занятия более яркими и динамичными, запоминающимися и увлекательными. Используя специализированное программное обеспечение учитель имеет возможность не только дополнять свои пояснения иллюстрациями, но и составлять различные задания в игровой форме для активного вовлечения учеников в учебный процесс.

На уроках физкультуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов рисуются стрелками направления движения ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.

Результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются:

а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности;

б) заинтересованность учащихся в изучении техники приемов игры волейбол и баскетбол;

в) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях).

Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее.

В ходе всего курса физической культуры в средней школе можно выделить несколько этапов освоения учениками спортивно-компьютерных умений и навыков [2]:

I этап – визуальный (5–7-й классы) – предусматривает просмотр школьниками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание пазла целостного двигательного действия из элементов.

Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Ученики получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.

II этап – технический (8–9-й классы) – предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов, сотовых телефонов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку в программе «Покадровое движение».

У школьников развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, ребята получают возможность детально изучить технику двигательного действия.

На III этапе – аналитическом (10–11-й классы) – старшеклассники учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), у них формируется адекватная самооценка.

На уроках физкультуры школьники осваивают различные компьютерные технологии: программу «Flash», Интернет.

Подготовка учителя к занятиям [3]:

При подготовке к занятиям с применением компьютера перед учителем стоит ряд задач:

· просмотреть и оценить с педагогической точки зрения информационные ресурсы и данные программного продукта;

· составить выборку заданий в соответствии с разделом программы по физической культуре.

Соответственно, технология подготовки учителя к компьютерным занятиям предполагает наличие у него элементарных пользовательских умений, изучение программных возможностей и практическое освоение их для сопровождения учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время возрастает роль использования ИКТ при подготовке к олимпиаде по предмету «физическая культура», учителя и ученики могут использовать информацию, предоставленную на портале Всероссийской олимпиаде.

Оптимальная частота и длительность применения традиционных ИКТ в учебном процессе определяются возрастом учащихся и целесообразностью их использования в познавательной деятельности школьников. Правильнее использовать ИКТ в начале изучения каждого раздела программы по физической культуре для становления зрительного образа изучаемых двигательных действий и закрепления ассоциативного мышления.

Эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока. В начале изучения ИКТ применяются в подготовительной части урока, при закреплении или проверке знаний – в заключительной части урока и могут использоваться как проверка домашнего задания. Использование ИКТ не должно длиться на уроке более 15 мин. подряд: ученики устают, к тому же экспериментально проверено, что 15 мин. достаточно для усвоения техники двигательного действия. По мере необходимости лучше скорректировать технику при практическом освоении на следующих занятиях.


Список использованной литературы

1. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов ‑ М.: Академия, 2000. ‑ 480 с.

2. Певицына Л. М. Образовательная программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) учителей физической культуры «Обеспечение качества педагогической деятельности современного учителя физической культуры в условиях введения ФГОС» / Л.М. Певицына. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РИПК и ППРО, 2012. – 60 с.

3. Миронов А.В. Как построить урок физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС / А.В. Миронов. ‑ Волгоград: Учитель, 2013. ‑ 174 с.

4. Остьянов В.Н. Бокс (обучение и тренировка): учебное пособие для студ. вузов / В.Н. Остьянов, И.И. Гайдамак. ‑ К.: Олимпийская литература, 2001. ‑ 239 с.

5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2007. – 463 с.

6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Часть 1: учебник для вузов. ‑ изд. 2-е / Л.П. Матвеев. − М.: РИО РГУФК, 2002. – 173 с.

7. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: учеб. Пособие. / Ю.В. Менхин – М.: «СпортАкадемПресс», 2003. – 322с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: