Понятие и общая характеристика местных налогов и сборов

Выполнила:

студентка

заочного отделения

группы 8141

Багинская О.С.

Рязань, 2015


ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение................................................................................................... 3

Глава I. Местные налоги и сборы........................................................... 5

Глава II.Земельный налог........................................................................ 6

Глава III. Налог на имущество физических лиц..................................... 14

Заключение............................................................................................... 17

Список используемой литературы.......................................................... 19

Введение

Местные налоги - это налоги и сборы, поступающие в доход местных бюджетов и (или), устанавливаемые местными органами власти и взимаемые на подведомственной им территории.

Местные налоги взимаются на всей территории Российской Федерации. К местным относятся следующие виды налогов:

1. Земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.

2. Налог на имущество с физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

3. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора по налогу зачисляется в бюджет по месту их регистрации.

4. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели. Ставка сборов в год не может превышать размера 3 % от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физического лица, а для юридического лица - размера 3 % от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими представительными органами власти - местными Советами народных депутатов, а в поселках и сельских населенных пунктах - на собраниях и сходах жителей.

5. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке до 5 % стоимости услуг по рекламе.

6. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Ставка налога - не выше 1,5 % от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.

Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских представительных органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков и сельских населённых пунктов. Местные налоги представляют собой обязательные платежи, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации представительными органами местного самоуправления и взимаемые на территории муниципального образования.

В данной работе исследуются две наиболее важные группы налогов: земельный и на имущество физических лиц.

Целью данной работы является исследование характеристики местных налогов и сборов.

В связи с целью поставлены следующие задачи:

-изучение понятия местных налогов и сборов;

-изучение понятия и особенностей земельного налога;

-изучение понятия и особенностей налогов на имущество физических лиц.


Глава I.Местные налоги и сборы

Местные налоги и сборы являются составной частью налоговой системы РФ, имеют ярко выраженный фискальный характер и предназначены для финансового обеспечения обязательными платежами бюджетных расходов муниципальных образований. Однако, муниципальные налоги и сборы имеют ряд характерных признаков, отличающих их от государственных (федеральных и региональных) налогов:

-поступления по этим платежам используются на нужды того муниципального образования, в пределах которого они собраны или поступили от объектов налогообложения, принадлежащих муниципальному образованию;

-муниципальные налоги полностью и непосредственно зачисляются в местные бюджеты по месту поступления. Федеральные налоги и налоги субъектов РФ распределяются между всеми звеньями бюджетной системы и идут на образование доходов Российской Федерации, субъектов РФ и местных бюджетов;

-организация введения и взимания данных платежей возложена на органы местного самоуправления;

-использование поступлений от местных налогов и сборов находится под контролем органов местного самоуправления; зачисляются данные платежи в местные бюджеты в качестве закрепленных доходов;

-органы местного самоуправления имеют более широкую компетенцию по правому регулированию местных налогов и сборов в сравнении с другими платежами налоговой системы.

Таким образом, органам местного самоуправления предоставляются широкие права, а именно: изменять ставки некоторых платежей в сторону понижения; устанавливать дополнительные льготы для тех или иных групп налогоплательщиков. Местные налоги позволяют более полно учитывать местные потребности и виды расходов бюджетов.

Глава II.Земельный налог

Земельный налог регулируется главой 31 НК РФ[1]. Он введен в российскую налоговую систему в целях стимулирования рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Правовое регулирование данного налога осуществляется наряду с федеральным законодательством также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Порядок введения в действие, а также прекращения действия земельного налога определяются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

В городах федерального значения правовое регулирование земельного налога имеет следующие особенности. В городах Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и соответствующими региональными законами, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этим Кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территории городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя соответственно.

При установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований, а также законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты земельного налога. Одновременно названными нормативными правовыми актами и региональными законами могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не являются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения), на территории которого введен налог. Согласно п.2 ст. 389 НК РФ[2] не являются объектом налогообложения следующие виды земельных участков:

-изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

-ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

-ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд;

-ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда;

-ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговой базой земельного налога выступает кадастровая стоимость земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения), то налоговая база определяется по каждому муниципальному образованию и городу федерального значения. При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка. В отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждой доле.

Организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Относительно налогоплательщиков – физических лиц налоговая база по земельному налогу определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны представлять в налоговые органы информацию о земельных участках, расположенных на их территории, правах и сделках с землей, зарегистрированных с этих органах, а также сведения о владельцах земельных участков. Названные сведения должны быть сообщены в налоговый орган в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Относительно органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, и органов муниципальной власти Налоговым кодексом РФ установлена обязанность ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, являющихся объектами налогообложения.

В целях соблюдения прав налогоплательщиков кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года должна быть доведена до сведения общественности. Порядок и форма уведомления налогоплательщиков о стоимости земельных участков выбираются органами местного самоуправления и исполнительными органами государственной власти городов федерального значения.

На основании п.5 ст. 391 НК РФ[3] к отдельным категориям налогоплательщиков применяются стандартные налоговые вычеты на территории одного муниципального образования (города федерального значения). Правом на подобное уменьшение налоговой базы обладают, например, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, инвалиды I и II группы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий, физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[4].

Налоговым периодом по земельному налогу является один календарный год. По общему правилу, установленному п.2 ст. 393 НК РФ[5], для организаций и индивидуальных предпринимателей установлены следующие отчетные периоды – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Вместе с тем п.3 ст. 393 предоставляет право представительному органу муниципального образования и законодательному (представительному) органу государственной власти города федерального значения не устанавливать отчетный период по данному налогу.

Земельный налог уплачивается по ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования или региональными законами городов федерального значения. По общему правилу земельный налог исчисляется по ставке не более 1,5 %. Однако отдельные категории земельных участков могут облагаться налогом по ставке не более 0,3 %. Такая ставка установлена ст. 394 НК РФ[6] в отношении следующих земельных участков:

-отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

-занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;

-предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

Особенностью налогообложения земельных участков является большой перечень налоговых льгот, гарантированный ст. 395 НК РФ[7]. Так, освобождаются от уплаты земельного налога:

-организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

-организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

-религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

-общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

-организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов;

-учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

-организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

-физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

-организации – резиденты особой экономической зоны сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельных участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.

Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются налогоплательщиком в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления или, в пределах компетенции, законами городов федерального значения. При этом федеральный законодатель гарантирует соблюдение прав налогоплательщиков и запрещает устанавливать срок уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода налогоплательщиком самостоятельно. Исключение составляют налогоплательщики – физические лица, за которых сумму обязательного платежа за использование землей исчисляют налоговые органы.

При установлении земельного налога представительные органы местного самоуправления, а также законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения вправе предусмотреть авансовые платежи по налогу, но не более двух за налоговый период.

По истечении налогового периода налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию по земельному налогу. Декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения земельного участка не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков.


Глава III.Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц является прямым налогом, обращенным к находящемуся в собственности движимому и недвижимому имуществу, расположенному на территории Российской Федерации. Он введен в действие Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991 г. № 2003-I (с последующими изменениями)[8].

Плательщиками этого налога являются физические лица, имеющие в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Главным критерием при определении плательщиков налога является наличие права собственности на имущество. Данным налогом облагаются все здания и помещения, имеющиеся у физических лиц. Налог уплачивается со служебных и вспомогательных помещений: гаражей, подсобных комнат, паркингов, надворных построек и т.д. При этом из состава налогооблагаемого имущества не исключаются временно не используемые помещения и сооружения.

Федеральное законодательство предусматривает особенности определения субъектов налогообложения, имущество которых находится в общей собственности или перешло в порядке наследования.

Так, если имущество, являющееся объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц или в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций), то налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из физических лиц соразмерно принадлежащей ему доле. Относительно имущества, являющегося объектом налогообложения, но находящегося в общей совместной собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиками признаются все собственники этого имущества в равных долях. Однако законодательство разрешает собственникам совместного имущества самим определить одного плательщика на имущество.

За строение, помещение или сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников имущества с момента открытия наследства.

Налог уплачивается за строения и сооружения независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.

По налогу на имущество физических лиц федеральным законодательством предусмотрен широкий перечень льгот.

Так, от уплаты рассматриваемого налога полностью освобождаются:

-Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации;

-лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

-участники гражданской и Великой Отечественной войны, а также лица, приравненные к ним, инвалиды I и II группы;

-лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[9] и др.

От уплаты налога из строения, помещения и сооружения освобождаются пенсионеры, солдаты, матросы, сержанты, старшины, мичман на период прохождения действительной военной службы.

Кроме льгот, определенных федеральным законодательством, представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (кроме органов местного самоуправления городов районного подчинения) имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по данному налогу. Налоговая компетенция органов местного самоуправления в городах районного подчинения, селах и поселках имеет усеченный объемна предоставление ими льгот по налогообложению имущества физических лиц.

Представительные органы названных муниципальных образований могут предоставлять налоговые льготы только отдельным плательщикам.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.

При определении ставок налога с недвижимого имущества органы местного самоуправления имеют право корректировать сумму налога в зависимости от объективных критериев: стоимости, назначения имущества, месторасположения и т.д. Федеральным законодательством определены только верхние и нижние границы налоговых ставок.

Сумму платежей от налога на имущество физических лиц зачисляется в местный бюджет по мету нахождения (регистрации) объекта налогообложения. Органы местного самоуправления имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по налогам, установленным законом.

Заключение

Таким образом, местные налоги и сборы являются составной частью налоговой системы РФ, имеют ярко выраженный фискальный характер и предназначены для финансового обеспечения обязательными платежами бюджетных расходов муниципальных образований.

Органам местного самоуправления предоставляются широкие права, а именно: изменять ставки некоторых платежей в сторону понижения; устанавливать дополнительные льготы для тех или иных групп налогоплательщиков. Местные налоги позволяют более полно учитывать местные потребности и виды расходов бюджетов.

Земельный налог регулируется главой 31 НК РФ[10]. Он введен в российскую налоговую систему в целях стимулирования рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Земельный налог уплачивается по ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования или региональными законами городов федерального значения.

Налог на имущество физических лиц является прямым налогом, обращенным к находящемуся в собственности движимому и недвижимому имуществу, расположенному на территории Российской Федерации.

Плательщиками этого налога являются физические лица, имеющие в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Главным критерием при определении плательщиков налога является наличие права собственности на имущество. Данным налогом облагаются все здания и помещения, имеющиеся у физических лиц. Налог уплачивается со служебных и вспомогательных помещений: гаражей, подсобных комнат, паркингов, надворных построек и т.д. При этом из состава налогооблагаемого имущества не исключаются временно не используемые помещения и сооружения.

Список используемой литературы:

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 08.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2015)

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.07.2015)

3. Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 (ред. от 02.11.2013) "О налогах на имущество физических лиц"

4. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

5. Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. "Налоговое право" М.: Юристъ, 2013 г. — 223 с.

6. Колчин С.П. «Налоги в Российской Федерации» [Текст]: учебное пособие -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 254с.

7. Мамруков О. «Налоги и налогообложение» [Текст]: учебное пособие -М.: «Финансы и статистика», 2011.

8. Основы налоговой системы [Текст]: учебное пособие / под ред. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. - 2-е изд., перераб. и доп. -М: ЮНИТИ, 2010.- 511с.

9. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / Юткина Т.Ф. -М.: Инфра, 2010.- 429с.


[1] Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ

[2] ст. 389 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ

[3] п. 5 ст. З91 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ

[4] Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

[5] п. 2 ст. 393 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ

[6] ст. 394 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ

[7] ст. 395 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ

[8] Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 (ред. от 02.11.2013) "О налогах на имущество физических лиц"

[9] Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

[10] гл. 31 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: