Государственные органы как участники налоговых правоотношений

НК РФ предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений банков.

1. Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.

2. Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем.

3. Нарушение банком установленного НК срокаисполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора.

4. Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд).

5. Неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени.

6. Создание банком ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента, в отношении которых в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение нал. органа.

7. Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок.


Субъектами налогового права России являются государственные органы и органы местного самоуправления. Кроме специальных налоговых это еще следующие.

1. Сборщики налогов - государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками. Как видим, функции сборщика налогов носят государственно-властный характер, поэтому частные лица - физические и юридические - приобрести статус сборщика налогов не могут.

При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи (п. 3 ст. 58 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 295 ТК РФ уплаченные суммы таможенных платежей переводятся на счет таможенного органа, их начислившего. В данных случаях уполномоченные органы и организации выполняют функции сборщиков налогов.

2. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (п. 1 ст. 34 НК РФ).

Следует отметить, что таможенные правоотношения являются комплексными и регулируются нормами различной отраслевой природы. При этом нормы налогового законодательства выступают общими, а таможенного права - специальными. Поэтому налоговые нормы регулируют правоотношения с участием таможенных органов в особо оговоренных случаях, а при одновременном регулировании того или иного вопроса приоритет имеют нормы таможенного законодательства.

3. Финансовые органы прямо не названы законодателем в числе участников налоговых правоотношений. Однако в ст. 34.2 НК РФ указаны следующие полномочия финансовых органов: Минфин РФдает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения; органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Кроме того, Минфин РФ отвечает за разработку и реализацию единой налоговой политики в РФ. Финансовые органы аккумулируют информацию об установленных региональных и местных налогах и сборах (ст. 16 НК РФ), а также участвуют в решении вопросов об изменении сроков уплаты налогов конкретными налогоплательщиками, то есть при предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного кредита.

Минфин РФ реализует отдельные нормотворческие функции, а именно: 1) утверждает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ); 2) определяет порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для исчисления налоговой базы по итогам налогового периода индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 54 НК РФ); 3) издает инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам (п. 7 ст. 80 НК РФ).

4. Органы внутренних дел. Их основные функции - выявление, пресечение и расследование преступлений в сфере налогообложения. С этой целью органы внутренних дел вместе с налоговыми органами участвуют в выездных налоговых проверках.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок направить материалы в налоговый орган для принятия по ним решения.

5. Органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов соответствующими полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.

6. Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

7. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

8. Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, осуществляющие опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

9. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК РФ.


26. Налоговые органы: источники правового регулирования, структура, функции и полномочия.

Исходя из ст. ст. 1 и 2 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах РФ" налоговые органы РФ - единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов.

Как следует из Постановления КС РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П, единствоэкономическогопространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов.

Властные полномочия налоговых органов по отношению к частным субъектам налоговых правоотношений урегулированы только на федеральном уровне - органы власти субъектов РФ и муниципальных образований в общем случае не вправе их устанавливать (регулировать). Исходя из Определения ВС РФ от 22 декабря 2004 г. N 58-Г04-49 Управление МНС РФ по субъекту РФ не находится в подчинении органа исполнительной власти субъекта РФ и, в частности, не обязано по предписанию данного органа проводить определенные проверки налогоплательщиков.

К числу основных прав налоговых органов относятся (Вощем, это полномочия):

- взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пени (ст. ст. 45 - 48 НК РФ);

- проведение проверок частных субъектов (ст. ст. 87 - 89, 100, 101.4 НК РФ);

- привлечение частных субъектов к налоговой ответственности (ст. ст. 101, 101.4 НК РФ) и взыскание налоговых санкций (ст. ст. 45 - 48, 104 НК РФ).

Прочие права (учет налогоплательщиков (ст. ст. 83, 84 НК РФ), осмотр помещений и территорий (ст. 92 НК РФ), приостановление операций по счетам (ст. 76 НК РФ) и др.), как правило, используются налоговыми органами в целях реализации основных прав.

Поскольку налоговые органы являются частью единой системы органов исполнительной власти, они не могут действовать изолированно от иных органов власти. В Определении КС РФ от 5 июля 2005 г. N 301-О указано, что при осущ. своих функций налоговые органы обязаны взаимодействовать с ФОИВ, ОИВ субъектов РФ и органами МСУ.

Компетенция налоговых органов должна быть прямо регламентирована в законодательстве, отсутствие указания на некоторое полномочие налоговых органов в нормативных актах означает отсутствие этого полномочия (Постановления Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2010 г. N 11515/10 и от 10 мая 2011 г. N 16535/10). С другой стороны, компетенция налоговых органов была расширительно истолкована в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19 января 2010 г. N 11747/09. Суд не исключил возможности предъявления налоговыми органами исков, прямо не указанных в законодательстве о налогах, а именно исков о возмещении государству вреда (убытков), нанесенного неправомерными действиями банка в рамках налоговых правоотношений.

Система налоговых органов обладает структурой, организованной по территориальному принципу:

3-й уровень - федеральный орган (ФНС России);

2-й уровень - налоговые органы по субъектам РФ (например, Управление ФНС России по Нижегородской области);

1-й уровень - налоговые инспекции по районам, городам, районамвгородах, межрайонные налоговые инспекции, иные налоговые инспекции.

Положение о территориальных органах ФНС России утверждено Приказом Минфина России от 9 августа 2005 г. N 101н. Оно включает в том числе положения об инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС России межрайонного уровня.

Следует учесть, что налоговые органы могут быть организованы не только по территориальному, но и, например, по отраслевому принципу. Так, рядом приказов ФНС России созданы межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (расположены в Москве и Санкт-Петербурге, действуют на всей территории РФ).

Далеко не вся властная деятельность налоговых органов имеет прямое отношение к налогам (сборам) и, соответственно, регламентируется законодательством о налогах и сборах. Например, контроль за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, проводимый налоговыми органами, регламентируется КоАП РФ и Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Следует отметить, что государственная регистрация большинства коммерческих юридических лиц, осуществляемая налоговыми органами (как, впрочем, и индивидуальных предпринимателей), имеет прямую связь с основными функциями этих органов.

Многие налоговые правоотношения (в том числе правоотношения по уплате налога) возникают и реализуются без применения властных полномочий органами власти. Но для возникновения (изменения, прекращения) некоторых видов налоговых правоотношений законодатель предусматривает условие в виде принятия органом власти (обычно налоговым органом) особого правоприменительного акта.

Для предусмотренных в НК РФ форм правоприменительных актов налоговых органов с целью снижения возможности их неверной интерпретации необходима именно документальная (письменная) форма.

Относительно основного налогового правоотношения (по уплате налога) следует отметить, что оно не может возникнуть в силу принятия правоприменительного акта, поскольку оно возникает как результат правомерной экономической деятельности самого налогоплательщика. Но в определенных ситуациях правоприменительные акты могут изменить или прекратить указанное правоотношение (на основании п. 3 ст. 51 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанности по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанной обязанности).

В некоторых налоговых правоотношениях могут иметь правовое значение действия и бездействие В пункте 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 разъясняется, что:

- к действиям по смыслу гл. 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль;

- к бездействию относится неисполнение обязанности, возложенной на них НПА и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: