и на тренировочных занятиях

ГУ МЧС России по Архангельской области

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Обеспечение безопасности при проведении туристских походов, занятий

(В лекции использованы материалы из книги «Способы автономного выживания человека в природе» А.Г.Маслов, Ю.С. Константинов, В.Н. Латчук)

Основная задача при проведении туристских мероприятий – обеспечение безопасности детей. На это направлена деятельность специализированных учреждений дополнительного образования детей – СЮТур, ЦДЮТур, отделов туризма и краеведения домов творчества детей. Их задача – всемерное оказание помощи общеобразовательным учреждениям, педагогам в организации туристско-краеведческой деятельности с учащимися.

Раньше первым направлением деятельности по обеспечению безопасности было обучение новичков (детей и взрослых) основам туризма. Вторым направлением деятельности – оказание помощи педагогам в подготовке похода и контроль за его проведением.

В настоящее время функции КСС (контрольно-спасательной службы) выполняют поисково-спасательные службы МЧС России. Они во многом утратили функции органов, контролирующих прохождение группами маршрутов и соблюдение ими контрольных сроков сообщений о прохождении, и чаще действуют только при получении сообщений о несчастном случае. Однако и по сей день в каждой службе спасения существует «Журнал регистрации групп туристов», где регистрируются туристы, ушедшие на маршруты. Этот журнал позволяет своевременно и в достаточном объёме организовать спасательные работы при нарушении группой туристов контрольных сроков возвращения. МКК проверяет готовность группы к совершению заявленного похода – правильность заполнения походной документации, наличие и качество картографического материала, знание руководителем особенностей маршрута, материально-техническое обеспечение группы, даёт советы руководителям по планированию маршрута, действиям на каких-то сложных его участках и пр. Вне зоны внимания МКК остаётся техническая и тактическая подготовка участников похода (ответственность в этом лежит на руководителе группы). Важный и эффективный способ проверки подготовленности группы – их участие в туристских слётах и соревнованиях.

Причины возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в походах

и на тренировочных занятиях.

Знание этих причин позволяет определить меры по их исключению, а также объём знаний, умений и навыков, необходимый педагогам и юным туристам.

Причины возникновения аварийных ситуаций рассматривались в работах многих туристов-практиков, но, в основном, они анализировали действия взрослых туристов. Группа юных туристов имеют свою специфику. Поэтому уместней рассмотреть классификацию аварийных ситуаций, основанную на особенностях детского туризма. Их можно разделить на 3 группы:

1. возникающие по вине руководителя группы 2. возникающие по вине детей – участников похода
Личные качества руководителя: недостаточная физическая, техническая и психологическая подготовка;7
недостаточный туристский опыт;1
раздражительность;2
неумение владеть собой;2
неумение слушать членов группы. отсутствие дисциплины;8
Ошибки совершённые при подготовке похода: самостоятельное выполнение приёмов, без контроля руководителя;
слабый контроль за мед.обследованием участников;
слабый контроль за физической и технической подготовкой и психологическим состоянием участников; конфликт с участниками группы
включение в группы участников с недостаточным опытом, изменение состава группы;3 слабые морально-волевые качества
недостаточное изучение района и маршрута похода, тактически неграмотное его построение; неумение оказания ПМП
недостаточная материально-техническая подготовка. 3. природные факторы и несчастные случаи в походе
Ошибки при проведении похода: резкие изменения погоды;
выход на маршрут в изменённом составе; камнепады, лавины, сели;
разделение группы без чётких указаний действий; заболевания и травмы участников;
изменение маршрута в сторону усложнения;6 утрата продуктов;
неверные и нечёткие действия по руководству прохождением сложных участков; потеря или поломка снаряжения.
отсутствие контроля за ориентированием на маршруте;5  
неверная организация движения на маршруте;4  
слабая организация действий группы  

1 – опыт руководителя должен соответствовать требованиям Инструкции.

2 – при плотном графике движения или в случае возникновения конфликта между участниками, эти качества могут проявиться и сыграть свою негативную роль.

3 – руководитель должен чётко представлять, что в походе он единственный человек, от которого изначально зависит благополучие всей группы. Ему не с кем советоваться, и надеяться он может только на себя и своих обученных и дружных детей. И если до начала похода ещё что-то можно поправить, то в период проведения похода руководитель не имеет права допускать ошибки. А они могут быть. Первая, и довольно частая, ошибка – включение в группу накануне выезда нового участника. Происходит это по разным причинам…. Как правило, именно с этими детьми происходят неприятности.

4 – при этом возможны чрезмерные физические нагрузки, недоступные всем участникам. Как следствие – быстрое их уставание, притупление бдительности и так далее вплоть до сужения сознания.

5 – руководитель группы не должен полностью полагаться на проводника, он сам должен постоянно ориентироваться на местности и следить за соблюдением маршрута.

6 – никто и никогда не осудит руководителя за решение сойти с маршрута, пойти по более простому запасному варианту, если он видит прямую угрозу по заявленному маршруту. Но никто не поймёт желания руководителя в угоду себе пойти на незапланированный перевал или порог, организовать ненужную переправу и т.д.

7 – недостаток опыта держит участника похода в постоянном напряжении, в результате он затрачивает сил больше, чем опытный турист.

8 – правило: слово руководителя – закон для юных туристов. Со всеми перечисленными недостатками можно мириться, потому что дети в походах учатся, но с отсутствием дисциплины мириться нельзя. Уходы из расположения лагеря, отставание от группы на маршруте и прочие нарушения – это прямые предпосылки к возникновению экстремальных ситуаций.

Следует обратить внимание на некоторые обстоятельства походных условий, способных привести ребёнка в стрессовое состояние. Они не сильно воздействуют на него в походах выходного дня, однако в многодневном походе могут проявиться и наложить отпечаток на поведение юного туриста. Кардинальная смена обстановки – отсутствие привычного комфорта, сужение круга общения (нет телефона), однообразное питание, погодные условия.

Приведём несколько примеров из практики спасателей.

1999 год, июнь – 25-тый километр Карпогорской дороги – дети классом отправились в поход по окончании учебного года, пропал один из учащихся. Мальчик обнаружен спасателями в районе 36 км примерно в 1 км от железной дороги без одежды, без рюкзака искусанный комарами. Доставлен в больницу. Причина: состояние здоровья юного туриста не позволяло участвовать в походе.

2006 год февраль – сообщение поступило от группы подростков с сотового телефона, что они заблудились в лесу между «лыжным стадионом» в Малых Корелах и Карпогорской железной дорогой. Все сильно устали и замёрзли, не могут разжечь костёр, а, так как уже стемнело, боятся искать дорогу. Подростки обнаружены через пол часа после прибытия спасателей на «лыжный стадион», доставлены в Архангельск. Причина – плохая подготовка к походу: были на этой избе один раз, но дорогу точно не вспомнили, ориентироваться не могут, экипировка и снаряжение не удовлетворяют условиям похода (спортивные сумки, «городские» ботинки или полуботинки), не умеют разводить костёр в зимних условиях и многое другое.

2007 год, май – ралли-сплав по реке Брусеница, спасатели АПСО обеспечивали безопасность проведения соревнований. Замыкающий экипаж спасателей обнаружил на берегу группу подростков в возрасте от 10 до 16 лет с руководителем, которые пытались развести костёр, чтобы согреться и подсушиться. Только при помощи спасателей им удалось это сделать. Оказывается, что при прохождении поворота байдарка с руководителем врезалась в берег и перевернулась. В результате вся группа оказалась в воде, не удержав свои байдарки. Весь оставшийся путь до промежуточного лагеря спасателям пришлось сопровождать эту группу, где судьи запретили дальнейшее участие группе в соревнованиях. Причина – плохая подготовка туристов и руководителя, отсутствие необходимого снаряжения и многое другое.

2007 год, май – при проведении соревнований по спортивному ориентированию в районе «лыжного стадиона» в Малых Корелах на финиш не пришла одна из участниц. Девушка обнаружена спасателями на лесной дороге, доставлена на стадион к судейской бригаде. Причина – не подготовленная экипировка (бежала в новых кроссовках, стёрла ноги).

Отдельно хотелось бы обратить внимание на несчастные случаи на воде, так как реки и водоёмы всегда рядом с туристами, а количество несчастных случаев на воде с каждым годом всё увеличивается. Не допускайте детей к воде, пока не убедитесь в их безопасности.

Подведя итог, сделаем вывод, казалось бы, довольно простого соблюдения мер безопасности – и в походе, и на занятиях надо быть предельно внимательным, и в совершенстве овладеть техническими приёмами, быть готовым к любым неожиданностям.

Для этого мы должны научить ребёнка правилам безопасного нахождения в природной среде и действиям в случае возникновения экстремальных ситуаций:

- дать ему сведения о природе родного края;

- научить пользоваться элементарным туристическим снаряжением;

- научить основам ОБЖ в природной среде, основным приёмам передвижения по местности, преодоления естественных препятствий и ориентирования на местности.

Кроме того, ребёнок должен иметь достаточную физическую и морально-волевую подготовку.

Однако самое важное во всей этой работе – донести до ребёнка, что определяющим фактором, при всей важности перечисленных требований, является соблюдение дисциплины.

Насколько интересно и безопасно пройдёт поход, зависит от того, как хорошо дети изучат район его проведения (даже если это однодневный поход). Каждый ребёнок, а не только проводник, должен знать особенности местности, климата, историю той местности, по которой будет проложен маршрут. Более полную информацию можно почерпнуть из отчётов, составленных группами, ранее прошедшими тот же маршрут или часть его.

Для планирования маршрута потребуется картографический материал, карты двухкилометровки подойдут только для общего ознакомления с местностью, для детального исследования необходимы крупномасштабные или спортивные карты. По всему маршруту следования необходимо определить линейные и наиболее видимые ориентиры, которые позволят держаться необходимого направления, а в случае, если кто-то заблудится, не дадут ему покинуть район поиска. Это очень важная часть, так как легко посчитать, что ребёнок, двигаясь по лесу со скоростью 1,5 – 2 км/ч за 6 часов, может находиться от места пропажи в радиусе 9 – 12 км. Учитывая особенности психологии, можно с большой долей вероятности предположить, что ребёнок, попав в такую ситуацию, будет первые сутки идти, почти не останавливаясь. Тем самым может увеличить район поисков за сутки до диаметра от 72 до 96 км, а такое расстояние практически невозможно обследовать. Именно поэтому все дети должны знать особенности маршрута и придерживаться группы. Конечно же, эти расчёты взяты исходя из наихудших предположений, на практике ребёнок редко может придерживаться одного направления, и начинает «кружить» вокруг места исчезновения понемногу от него удаляясь.

Для определения готовности снаряжения к походу руководителю рекомендуется за пару дней до выхода провести контрольный смотр снаряжения, обнаружить недостатки и определить время для их устранения. Некоторые руководители после контрольного смотра оставляют рюкзаки на хранение, чтобы дети не добавили лишнего груза, а необходимое, чтобы не выложили.

Во время движения отклоняться от указанного маршрута не допускается. На случай возникновения внештатной ситуации (болезнь участника, невозможность прохождения перевала, наведения переправы и т.д.) при разработке маршрута предусматриваются запасные варианты ухода с основного маршрута. Как правило, первым идёт направляющий – командир или проводник (штурман) группы. В конце колонны – замыкающий. Есть чёткое правило – за замыкающим не должно быть членов группы.

Остановимся ещё на одном важном моменте. В походе важно вовремя предугадать изменения погоды. Это может внести изменения в тактику прохождения маршрута, вовремя подготовиться к ненастью. Планируя поход, посмотрите прогноз погоды на время похода.

Предсказания погоды по метеорологическим элементам (барометр и термометр – часы).

Признаки устойчивой ясной погоды:

- в течение нескольких дней высокое давление медленно и непрерывно повышается или остаётся неизменным;

- в летнее время днём жарко, ночью свежо и прохладно; зимой ночью сильный мороз, днём ослабевает; ночью в лесу значительно теплей, чем в поле; на холме или возвышенности теплее, чем внизу;

- ночью тихо, днём ветер усиливается, к вечеру стихает, до полудня ветер слабо поворачивает по солнцу, к вечеру – против солнца;

- небо чаще совершенно ясное и безоблачное;

- зимой при безветрии к вечеру небо покрывается сплошным покровом низких слоистых облаков; весной, летом, осенью по утрам появляются кучевые облака, до обеда они увеличиваются и исчезают к вечеру; иногда рано утром видны высокие перистые облака, исчезающие к вечеру; движутся облака в том же направлении, что и сеттер у поверхности земли;

- осадков нет; ночью выпадает обильная роса или иней;

- в ложбинах, низинах вечером и ночью образуется туман и расходится с восходом солнца; закат чистый; заря золотистая или розовая; дым столбом поднимается вверх;

Признаки перемены погоды на ненастную:

- давление понижается; чем быстрее и продолжительнее этот процесс и резче изменение, тем вернее этот признак;

- летом уменьшается разница между дневной и ночной температурой; зимой вечером становится теплее, чем днём, температура повышается;

- ветер усиливается, к вечеру становится сильнее; если при падающем давлении ветер усиливается, почти не меняя направления, циклон должен пройти в данной местности своим центром;

- облачность усиливается; если днём ясно, а к вечеру облака сгущаются и утолщаются, то надо ждать дождя или перемены погоды; направление движения облаков не совпадает с направлением ветра у поверхности земли;

- ночью не выпадает роса, в низинах образуется туман;

- увеличивается слышимость звуков и видимость, особенно в горах; солнце садится в тучу; сильно мерцают звёзды; утренняя и вечерняя заря ярко-красная; дым от костра наклоняется или распространяется горизонтально.

Признаки устойчивой ненастной погоды:

- давление низкое, мало меняется или понижается в течение суток;

- температура воздуха довольно постоянная, с малыми суточными колебаниями; летом температура умеренная, зимой небольшой мороз или оттепель;

- скорость ветра значительно высокая, направление мало изменяется;

- зимой небо сплошь затянуто слоистыми и слоисто-дождевыми облаками; летом образуется не всегда сплошной однообразный облачный покров;

- дождь или снег слабый, непрерывно идущий в течение долгого времени или сильный, идущий с промежутками.

Признаки перемены ненастной погоду на хорошую:

- давление повышается; при быстром повышении давления погода улучшается ненадолго;

- летом и зимой наблюдается понижение температуры; амплитуда суточной температуры увеличивается;

- ветер делается порывистым;

- облачность становится переменной, появляются просветы; к вечеру на западе появляются просветы ясного неба;

- дождь и снег могут выпадать временами и довольно сильные, но сплошного выпадения осадков не наблюдается.

Примерный перечень личного снаряжения туриста для летнего пешеходного похода с несколькими ночлегами в полевых условиях:

1. рюкзак с полиэтиленовым вкладышем (желательно анатомический);

2. спальный мешок (если не индивидуальный, то с вкладышем) – желательно брать спальник-одеяло с таким расчётом, чтобы можно было соединить молниями два спальника;

3. коврик изолирующий (пенополиуретановый);

4. сидушка (пенополиуретановая);

5. непромокаемые пакеты для упаковки личных вещей;

6. штормовой костюм или анорак (желательно ярких демаскирующих цветов);

7. шерстяной спортивный костюм (для этих целей подойдёт термобельё);

8. куртка тёплая (или шерстяной свитер);

9. смена белья;

10. рубашка;

11. шорты, плавки (купальный костюм);

12. носки шерстяные – 2 пары;

13. носки хлопчатобумажные – 2-3 пары (так как синтетика не впитывает влагу);

14. шапочка с козырьком, косынка;

15. очки солнцезащитные;

16. ботинки туристские (сапоги) – в холодном климате желательно использовать ботинки одетые на 1-2 пары шерстяных носков, которые должны быть мягкими и хорошо облегать ногу (без складок);

17. кроссовки или кеды (на не сложные походы);

18. туалетные принадлежности;

19. полотенца для тела и ног;

20. КЛМН;

21. фонарь (желательно на светодиодах качественного исполнения)- минимум один на палатку;

22. накидка от дождя;

23. компас;

24. индивидуальный ремонтный набор;

25. индивидуальный перевязочный пакет;

26. блокнот, ручка, карандаш, линейка;

27. спички в гермо-упаковке.

Одежду, обувь желательно сушить в стороне от огня, так как в сырых вещах ещё можно ходить, а в сгоревших – нет. При этом у ботинок при сушке у костра обгорает смазка и верхний слой кожи, что приводит к их частичной, а иногда и полной непригодности для дальнейшего использования. Обидно бывает, потратив время вечером на просушку ботинок, утром, оказавшись под дождём, идя по сырой с ночи траве или преодолевая вброд встречающиеся на маршруте ручьи и речки, вновь промочить только что высушенную обувь.

Обувь до похода «посадить на ногу», в многодневных походах дополнительно надо иметь сменную обувь – во время отдыха или занятиями бивачными работами каждодневная обувь должна проветриваться и просушиваться.

Для лыжных походов следует подумать о предотвращении отморожений и потёртостей ног. Лыжные ботинки не должны быть тесными, чтобы кровь по ним хорошо циркулировала. От влаги обувь зимой защищают специальными бахилами, которые одеваются на ботинки.

У каждого лыжника должно быть две куртки: лёгкая – для переходов и тёплая – для отдыха на привалах и на бивуачных работах, то же самое относится к шапочке и обуви.

Выбор личной посуды также имеет значение – стеклянная посуда и посуда из жёсткой пластмассы, также как и деревянные ложки, легко ломается, посуда из жести (консервные банки) сильно жжётся. Сейчас в продаже имеется термопосуда, пища и напитки в ней дольше сохраняют тепло, а руки и губы не жжёт.

Все вещи желательно разместить внутрь рюкзака, чтобы они не мешали при ходьбе, не цеплялись за ветки. К спине надо положить спальный мешок или другие мягкие вещи. Тяжёлые вещи и продукты следует укладывать в нижнюю часть рюкзака, ближе к спине. Самые необходимые вещи необходимо положить в легкодоступные места: в карманы или под клапан рюкзака.

Для водных походов дополнительно берётся спасательный жилет соответствующей плавучести, специальная каска и защита на конечности.

Примерный перечень основного группового снаряжения:

1. Палатки – сейчас делают хорошие палатки-полусферы, их можно использовать без дополнительного тента и без полиэтилена под палатку;

2. медицинская аптечка;

3. ремонтный набор;

4. часы;

5. костровое оборудование;

6. хозяйственный набор для приготовления пищи (котлы, половник, рукавицы);

7. костровой тент;

8. топор (должен быть хорошо заточен и правильно насажен) – а ещё лучше пользоваться топорами с пластиковыми ручками «Фискарс»;

9. пила (для работы с пилой и топором желательно детей не допускать, а если это невозможно, работы производить под контролем взрослого);

10. фонарь для дежурных;

11. фото и видео аппаратура;

12. маршрутные документы и картографический материал.

Основные должности юных туристов в группе:

1. командир группы;

2. завхоз;

3. проводник (штурман, топограф);

4. ремонтный мастер;

5. санитар;

6. краевед;

7. фотограф;

8. казначей;

9. метеоролог;

10. летописец;

© «МЧС России» 2013


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: