Слово manager заимствовано из английского языка и имеет несколько значений: управляющий, заведующий, дирижер, хозяин, уполномоченный вести переговоры, импресарио. В ряде стран мира менеджеров подразделяют на три категории:
1) entry level – низший, тренировочный этап;
2) middle manager – средняя позиция;
3) senior manager – высшее звено.
В самом понятии «менеджер» отражены три этапа карьеры, которые он обычно проходит. Ее схема напоминает пирамиду: если средними могут стать многие из тех, кто начинает с нуля, то прорвутся к вершинам только единицы – лучшие из лучших, получившие название топ-менеджеров. Яркими примерами в истории мирового менеджмента являются карьеры Ли Якокки, который прошел путь от инженера-стажера в компании «Форд Моторс» до поста ее президента, создателя компьютерной корпорации Microsoft Пола Аллена, создателя компании Apple Стива Джобса.
Современные представления об управленческой деятельности, важной для государства, раскрываются в понятиях «процесс государственного и муниципального управления», «система государственного и муниципального управления», «чиновник», «государственный менеджмент», «репутация государственной власти», «государственный служащий».
Деятельность менеджера усложняется, когда в ней учитываются интересы других лиц: от членов семьи до высшей социально-экономической системы – государства. Если человек не сможет хорошо управлять собственными делами и собственной жизнью, не следует надеяться, что он сможет эффективно управлять другими людьми. Менеджер – это не только специалист в системе управления/регулирования, но и ее организатор и вдохновитель.
О чем мечтают россияне: жить в достатке – 40 %; иметь хорошее здоровье – 33 %; жить в более справедливом и разумно устроенном обществе – 33 %; иметь хороших детей – 23 %; иметь свою отдельную квартиру, дом – 2 1%; жить интересно, реализовать себя – 18 %; иметь хорошую семью – 17 %; открыть собственное дело – 15 %; получить хорошее образование – 12 %; быть полезным обществу – 11 %; устроиться на хорошую
работу – 7 %.