double arrow

Австрийский психолог Зигмунд Фрейд

Работа менеджера имеет следующие основные особенности:

– восприятие больших объемов разнородной информации, в том числе ретроспективной, аналитической и прогнозной;

– высокая напряженность труда в условиях дефицита времени для принятия решений и анализа;

– непрерывность переключений и колебания ритма в рассмотрении вопросов и проблем;

– частая смена видов деятельности и функциональных ролей;

– необходимость общения с разными людьми и в разных формах;

– постоянная нехватка информации и финансовых ресурсов, специалистов, знаний;

– повышенная ответственность и риск.

Ф. У. Тейлор назвал 9 качеств, которыми должен обладать хороший управляющий. Это ум, образование, опыт, такт, энергия, сообразительность, честность, здравый смысл, здоровье. Таким образом, обобщая приведенные выше перечни, можем на первом месте поставить профессионализм.

Современные тенденции развития управления обусловливают новые требования к менеджерам. Если в прошлом для них было характерно четкое исполнение и его в принципе было достаточно, так как хорошим считался руководитель, который умел выполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативные документы, обладал необходимыми поведенческими навыками и навыками делового общения. Позже стала цениться самостоятельность, которая может проявляться по-разному: в исполнении, в целенаправленном развитии, в инициативности.

Но сегодня социально-экономические явления и практика управления обусловливают еще более высокие требования. В современной России, как и в большинстве экономически развитых государств, рождается понятие «менеджер исследовательского типа», или «креативный менеджер». Выделим следующие черты менеджера исследовательского типа:

– проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все понятно;

– умение превентивно, т. е. заблаговременно, ставить проблемы, когда они только зарождаются;

– системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта;

– антиномичность – умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных, или даже противоположные им;

– экспрезентность – способность делать верные и удачные заключения в условиях дефицита информации;

– развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке;

– способность к имитации функций различных членов коллектива;

– психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют или демонстрируют. Альтернативный вариант – психодиагностика;

– инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного;

– аттрактивность – способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения;

– способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач;

– умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера;

– способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на основе подчинения, а путем «ухода в тень», умение обратиться за советом и помощью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: