Правоохранительная направленность функций правового государства

Исходя из результатов проведенного выше анализа условий, мы полагаем достаточно обоснованной мысль, что при формировании российского правового государства объективно приоритетное значение приобретает охранительная функция.

Указанная функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирование общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе. Она также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, охрану всех видов собственности. Таким образом, данная функция в правовом государстве приобретает иное звучание, трансформируется в правоохранительную, основная форма реализации которой - правоохранительная деятельность.

Правоохранительная функция состоит в охране действующего права (законодательства) и правового порядка. Право (законодательство) есть проводник воли государства, средство проведения государственной политики. Нарушение законов и правопорядка ведет к подрыву авторитета государственной власти и, в конечном счете, к ее полной парализации. Главный стимул, заставляющий государство защищать право и правопорядок, состоит в стремлении обеспечить свой суверенитет на территории всей страны. Исходя из этого, правоохранительная функция предполагает: защиту права и правопорядка, борьбу с преступностью и ее профилактику; строительство правоохранительных органов; осуществление правосудия; защиту прав и свобод граждан в той мере, в какой это понимается применительно к конкретному политическому режиму. Поскольку каждое из означенных направлений обладает присущей ему спецификой, целесообразно вести речь о подфункциях в рамках правоохранительной функции.

Функция охраны правопорядка - это деятельность, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Под общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.) Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных местах и по-своему обеспечивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций. Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. За все виды правонарушений, посягающих на общественный порядок, установлены различные виды наказаний.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами. Так, в частности, в пункте 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации сказано, что в «Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется законом». Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой административные и уголовные наказания. Поддержание стабильного порядка в стране - задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества. Государство посредством правоохранительной функции не только обеспечивает охрану и восстановление нарушенного права, но и создает гарантии для осуществления гражданами своих прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация провозглашается демократическим правовым государством с республиканской формой правления, смысл которого раскрывается в ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Таким образом, правоохранительную функцию (она включает подфункцию охраны прав и свобод личности) современного Российского государства можно отнести с полным основанием к главным, основным его функциям.

Такое мнение разделяют и видные российские ученые. Так, например, профессор Н.Л. Гранат считает, что «главным направлением деятельности или функции постепенно становится или должна стать правоохранительная, то есть все более на первое место выходит социальное назначение государства, заключающееся в создании в рамках правового закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого»1.

Е.А. Лукашева утверждает, что «права человека должны обрести ведущее место и в современной России... каждому поколению нужно защищать права личности, человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не тре-бовались бы усилия для поддержания и защиты прав и свобод индивида».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: