Личность и ее формирование. Физическая культура как фактор социализации личности

Тема 1. Индивидульно-психологические особенности личности.

В повседневной жизни часто встречаются тер­мины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек — понятие самое об­щее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Инди­видуальность - совокупность черт, отличаю­щих одного индивида от другого, в своеобразии.

Понятие личность вводится для подчеркивания социальной сущности человека и индивида.

В психологии личность определяется как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Люди отличаются друг от друга по способностям, чертам характера, особенностям темперамента, проявлениями воли, эмоциональностью, потреб­ностями и интересами. У каждого человека свои личностные установки, правила и нормы жизни.

Условиями формирования личности являются наличие нормальной психики, обучение и воспитание и собственная активность человека.

Движущими силами развития личности являются противоречия между новыми потребностями и ограниченными (на данный момент) возможностями их удовлетворения. В результате разрешения этого противоречия - личность поднимается на следующий, более высокий уровень развития.

В соответствии с идеями самореализации личности задачами тренера и самого спортсмена являют­ся: максимально реализовать задатки и одаренность в своем виде спорта

Спорт как фактор социализации личности

Социализация это усвоение личностью опыта, накопленного человечеством: нормы поведения, виды деятельности, формы взаимодействия и т.д. Спорт как социальный феномен пронизывает все уровни современного социума. Он влияет на нацио­нальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей.

Люди, прошедшие «школу спорта», убеждены, что спорт по­мог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умело ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные спортсменами на спортивном поле, затем помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них личность. Сейчас много говорится о необходимости воспитания конкурентно способной личности: посредством спорта реализуется этот принцип со­временной жизни — «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индиви­дуальных качеств — честолюбия, инициативы, трудолюбия, тер­пения, волевых качеств.

Однако, наряду с положительными моментами социализации сред­ствами спорта, имеются и негативные факты развития современного спорта. Погоня за медалями и рекордами привела к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе лю­бой ценой, нечестная конкуренция, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие и т.д.

2. Способности. Структура и уровни способностей. Двигательные способности.

Способности это такиеиндивидуально-психологические особенности, от которых зависит успешность выполнения определенной деятельности и легкость ее овладения

Способности человека имеют следующие уровни: задатки, одарен­ность, способности, талант, гениальность.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности, природная основа способ­ностей, которые легко обнаруживаются при первых попытках освоения деятельности. Это быстрая реакция, абсолют­ный слух, эйдетическая память и т.п.

Одаренность - совокупность задатков, способствующих успешному осуществлению деятельности, (музыкальная, спор­тивная, актерская, поэтическая и т.п.).

Способности - индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными усло­виями успешного осуществления сложной деятельности. Способности зависят от умений, навыков, знаний, но к ним не сводятся. Признаком способности является устойчивый интерес к определенно­му виду деятельности, главным критерием служат быстрота, глубина и прочность овладения деяте­льностью.

Талант - сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно выпол­нять сложную деятельность. Непременным спутником таланта является по­вышенная работоспособность, трудолюбие. Талантливый человек 6-8 часов в день без всякого принуждения занимается любимым делом.

Гениальность - оригинальное сочетание способностей, позволяющее закладывать основы принци­пиально новых видов деятельности, находить ранее не известные способы решения актуальных практических и теоретических задач. Задачи, решение которых найдено гениями, как правило, счита­лись до этого неразрешимыми.

Различают общие, специальные и практические способности. Общие способности проявляются во многих видах деятельности, обеспечивая человеку высокий уровень достижений в нескольких облас­тях деятельности. В истории известно немало случаев, когда выдающиеся люди достигали вершин творчества в нескольких вилах деятельности (науке, искусстве, спорте). В спорте общими способно­стями обладают в большей мере представители различных видов многоборья (современного пятибо­рья, триатлона, легкоатлетического десятиборья и др.).

Специальные способности проявляются в одном виде деятельности, профессии. К их числу отно­сят, например, литературные, организаторские, педагогические, спортивные и т.п. Часто у этих спо­собностей имеются еще и подструктурные. Для педагогических способностей в таком качестве, например, вы­ступают: коммуникативные, организаторские, экспрессивные.

Практические способности четко проявляются в решении прикладных задач инженерного, технологического плана. Например, в спорте известны тренеры-практики, которые, не имея специального физкультурного образования, успешно работают над развитием спортивных талантов.

Двигательные качества входят непременным компонентом в психологическое понимание спо­собностей в спортивной деятельности. Сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость могут быть отнесены к задаткам спортсмена. Например, предпосылкой проявления быстроты может быть задаток преобладания быстрых волокон в мышцах, но само по себе это не обязательно ведет к высокому уровню спортив­ных результатов в быстроте. Природные врожденные особенности должны быть развиты на основе задатков в специальной тренировке. При этом метод тренировки должен как ключ к замку подходить к задаткам и одаренности.

Другой важной стороной отношения двигательных качеств и двигательных способностей служит то, что сами двигательные качества - лишь одно из слагаемых успеха. Техника вида спорта во многом не только зависит от степени развития двигательных качеств, но и в свою очередь служит успешной реализации двигательных способностей. Решая ту или иную задачу развития двигательных качеств, мы закладываем основы развития спортивных способностей. Иными словами, двигательные качест­ва входят в структуру спортивных способностей

3. Воля. Проявление воли у школьников. Воспитание волевых качеств в процессе занятий физической культурой и спортом

Воля - это сознательное управление человека своими действиями и поступками. Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия.

Волевые усилия характеризуются направленностью, длительностью и интенсивностью.

Направленность волевых усилий — проявляется в побудительной и тормозной функции воли. В различных ситуациях человек использует разные по направленности волевые усилия: в одном слу­чае требуется прилагать усилия для того, чтобы сохранять активность в деятельности, в другом — усилия помогают остановить, например, нежелательную деятельность.

Длительность волевых усилий зависит от силы мотива к действию (если человек очень хочет достичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется у человека, тем дольше он может со­хранять волевые усилия).

Интенсивность волевых усилий определяется силой мотива к действию и энергетикой активно­сти.

Характеристика волевых усилий по длительности и интенсивности составляет основу понятия сила воли.

Сила воли — это деятельная сторона разума и морального чувства человека. Так как волевое усилие без необходимости не проявляется, его санкционирует сознание, а направляет волевую ак­тивность моральное чувство, нравственные убеждения. Важно отметить, что один и тот же человек в разных ситуациях ведет себя как волевой или безвольный.

Нельзя судить о силе воли школьников на основании только эффективности деятельности (са­мый быстрый или сильный ученик - это еще не самый волевой);

сила воли не может проявляться одинаково во всех ситуациях (одни люди оказываются более волевыми при преодолении одних трудностей, другие - при преодолении других трудностей).

Учитывая специфику проявления воли в различных ситуациях, в психологии выделяют опреде­ленные волевые качества. Применительно к физическому воспитанию можно определить две основные группы волевых качеств: одна характеризует упорство, другая - самообладание.

Упорство проявляется через терпеливость (однократное, но длительное использование волевых усилий), настойчивость (стремление достичь цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности).

Волевые качества, относящиеся к группе, характеризующей самообладание человека, опреде­ляют как смелость (способность качественно выполнять задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха), сдержанность (способность подавлять импульсивные, малообдуманные реакции), собранность (способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на поме­хи).

Проявление воли имеет свои особенности, связанные с возрастом школьников.

Младший школьный возраст: учащиеся совершают волевые действия, главным образом, по указанию взрослых. К третьему классу они приобретают способность совершать волевые акты в со­ответствии с собственными мотивами. Младшие школьники могут проявлять настойчивость в учеб­ной деятельности. Со временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность. Ученики младших классов проявляют волевые качества, в основном, лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить расположение к себе взрослых.

Подростковый возраст: свойственное этому возрасту половое созревание существенно изме­няет (увеличивает) подвижность нервных процессов. Это приводит к определенным изменениям в волевой сфере. У подростков возрастает смелость, но снижается выдержка. Настойчивость может проявляться только в интересной для них работе. Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство. В волевых усилиях процессы возбуждения преобладают над торможением.

Старший школьный возраст: Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели. Они проявляют большую способность к терпению (работа на фоне утомления). В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Часто волевые усилия проявляются под влиянием социально значимой идеи. Волевая актив­ность старшеклассника практически всегда имеет характер целеустремленности.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками представляет для большинства школьников значительные трудности. Усвоение грамматических правил, законов физики и химии, решение при­меров и задач, запоминание исторических дат и событий, географических названий, овладение ино­странным языком, усвоение навыков труда, несомненно, требуют проявления воли. Если к этому до­бавить, что не всегда учебе сопутствует хорошее настроение и желание заниматься, что различные игры и развлечения, просмотр телепередач, компьютеры поджидают школьника во дворе и на улице, то станет ясно, насколько сложной и противоречивой является си­туация формирования и развития воли. Точно так же, высо­кие двигательные требования к спортсмену служат предпосылкой, условием развития волевых про­цессов.

Было бы ошибкой считать, что волевые качества формируются в учебной деятельности, в спорте са­ми по себе, «автоматически». Изо дня вдень взрослые люди (учителя, тренер, родители, партнеры по команде, знакомые) учат ребенка ставить задачи, планировать, продумывать, помо­гают добиваться их решения, упражняют в преодолении трудностей. Общепринято, что занятия спортом представляют собой обширное поле для проявления воли. Прекрасным средством развития воли является участие в труде. С малых лет ребенок участвует в посильном труде: от поддержания чистоты в доме до привычки ухода за обувью, одеждой, домашни­ми растениями и животными. Не менее важным фактором формирования волевых качеств является соблюдение режима дня, что благотворно влияет па целевую сторону его деятельности.

Отсутствие социально полезных дел — основная причина формиро­вания безволия и слабоволия.

В подростковом и юношеском возрасте, наряду с воспитательными воздействиями окружаю­щих, массовых средств коммуникации (радио, кино, телевидения) и воздействием искусства, предпо­сылкой дальнейшего развития воли становится самовоспитание воли — сознательная работа юношей

и девушек над развитием собственной воли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: