Тема 1. Индивидульно-психологические особенности личности.
В повседневной жизни часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек — понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность - совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, в своеобразии.
Понятие личность вводится для подчеркивания социальной сущности человека и индивида.
В психологии личность определяется как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Люди отличаются друг от друга по способностям, чертам характера, особенностям темперамента, проявлениями воли, эмоциональностью, потребностями и интересами. У каждого человека свои личностные установки, правила и нормы жизни.
Условиями формирования личности являются наличие нормальной психики, обучение и воспитание и собственная активность человека.
|
|
Движущими силами развития личности являются противоречия между новыми потребностями и ограниченными (на данный момент) возможностями их удовлетворения. В результате разрешения этого противоречия - личность поднимается на следующий, более высокий уровень развития.
В соответствии с идеями самореализации личности задачами тренера и самого спортсмена являются: максимально реализовать задатки и одаренность в своем виде спорта
Спорт как фактор социализации личности
Социализация это усвоение личностью опыта, накопленного человечеством: нормы поведения, виды деятельности, формы взаимодействия и т.д. Спорт как социальный феномен пронизывает все уровни современного социума. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей.
Люди, прошедшие «школу спорта», убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умело ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные спортсменами на спортивном поле, затем помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них личность. Сейчас много говорится о необходимости воспитания конкурентно способной личности: посредством спорта реализуется этот принцип современной жизни — «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств — честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых качеств.
|
|
Однако, наряду с положительными моментами социализации средствами спорта, имеются и негативные факты развития современного спорта. Погоня за медалями и рекордами привела к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой ценой, нечестная конкуренция, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие и т.д.
2. Способности. Структура и уровни способностей. Двигательные способности.
Способности это такиеиндивидуально-психологические особенности, от которых зависит успешность выполнения определенной деятельности и легкость ее овладения
Способности человека имеют следующие уровни: задатки, одаренность, способности, талант, гениальность.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности, природная основа способностей, которые легко обнаруживаются при первых попытках освоения деятельности. Это быстрая реакция, абсолютный слух, эйдетическая память и т.п.
Одаренность - совокупность задатков, способствующих успешному осуществлению деятельности, (музыкальная, спортивная, актерская, поэтическая и т.п.).
Способности - индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления сложной деятельности. Способности зависят от умений, навыков, знаний, но к ним не сводятся. Признаком способности является устойчивый интерес к определенному виду деятельности, главным критерием служат быстрота, глубина и прочность овладения деятельностью.
Талант - сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно выполнять сложную деятельность. Непременным спутником таланта является повышенная работоспособность, трудолюбие. Талантливый человек 6-8 часов в день без всякого принуждения занимается любимым делом.
Гениальность - оригинальное сочетание способностей, позволяющее закладывать основы принципиально новых видов деятельности, находить ранее не известные способы решения актуальных практических и теоретических задач. Задачи, решение которых найдено гениями, как правило, считались до этого неразрешимыми.
Различают общие, специальные и практические способности. Общие способности проявляются во многих видах деятельности, обеспечивая человеку высокий уровень достижений в нескольких областях деятельности. В истории известно немало случаев, когда выдающиеся люди достигали вершин творчества в нескольких вилах деятельности (науке, искусстве, спорте). В спорте общими способностями обладают в большей мере представители различных видов многоборья (современного пятиборья, триатлона, легкоатлетического десятиборья и др.).
Специальные способности проявляются в одном виде деятельности, профессии. К их числу относят, например, литературные, организаторские, педагогические, спортивные и т.п. Часто у этих способностей имеются еще и подструктурные. Для педагогических способностей в таком качестве, например, выступают: коммуникативные, организаторские, экспрессивные.
Практические способности четко проявляются в решении прикладных задач инженерного, технологического плана. Например, в спорте известны тренеры-практики, которые, не имея специального физкультурного образования, успешно работают над развитием спортивных талантов.
Двигательные качества входят непременным компонентом в психологическое понимание способностей в спортивной деятельности. Сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость могут быть отнесены к задаткам спортсмена. Например, предпосылкой проявления быстроты может быть задаток преобладания быстрых волокон в мышцах, но само по себе это не обязательно ведет к высокому уровню спортивных результатов в быстроте. Природные врожденные особенности должны быть развиты на основе задатков в специальной тренировке. При этом метод тренировки должен как ключ к замку подходить к задаткам и одаренности.
|
|
Другой важной стороной отношения двигательных качеств и двигательных способностей служит то, что сами двигательные качества - лишь одно из слагаемых успеха. Техника вида спорта во многом не только зависит от степени развития двигательных качеств, но и в свою очередь служит успешной реализации двигательных способностей. Решая ту или иную задачу развития двигательных качеств, мы закладываем основы развития спортивных способностей. Иными словами, двигательные качества входят в структуру спортивных способностей
3. Воля. Проявление воли у школьников. Воспитание волевых качеств в процессе занятий физической культурой и спортом
Воля - это сознательное управление человека своими действиями и поступками. Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия.
Волевые усилия характеризуются направленностью, длительностью и интенсивностью.
Направленность волевых усилий — проявляется в побудительной и тормозной функции воли. В различных ситуациях человек использует разные по направленности волевые усилия: в одном случае требуется прилагать усилия для того, чтобы сохранять активность в деятельности, в другом — усилия помогают остановить, например, нежелательную деятельность.
Длительность волевых усилий зависит от силы мотива к действию (если человек очень хочет достичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется у человека, тем дольше он может сохранять волевые усилия).
Интенсивность волевых усилий определяется силой мотива к действию и энергетикой активности.
Характеристика волевых усилий по длительности и интенсивности составляет основу понятия сила воли.
|
|
Сила воли — это деятельная сторона разума и морального чувства человека. Так как волевое усилие без необходимости не проявляется, его санкционирует сознание, а направляет волевую активность моральное чувство, нравственные убеждения. Важно отметить, что один и тот же человек в разных ситуациях ведет себя как волевой или безвольный.
Нельзя судить о силе воли школьников на основании только эффективности деятельности (самый быстрый или сильный ученик - это еще не самый волевой);
сила воли не может проявляться одинаково во всех ситуациях (одни люди оказываются более волевыми при преодолении одних трудностей, другие - при преодолении других трудностей).
Учитывая специфику проявления воли в различных ситуациях, в психологии выделяют определенные волевые качества. Применительно к физическому воспитанию можно определить две основные группы волевых качеств: одна характеризует упорство, другая - самообладание.
Упорство проявляется через терпеливость (однократное, но длительное использование волевых усилий), настойчивость (стремление достичь цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности).
Волевые качества, относящиеся к группе, характеризующей самообладание человека, определяют как смелость (способность качественно выполнять задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха), сдержанность (способность подавлять импульсивные, малообдуманные реакции), собранность (способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на помехи).
Проявление воли имеет свои особенности, связанные с возрастом школьников.
Младший школьный возраст: учащиеся совершают волевые действия, главным образом, по указанию взрослых. К третьему классу они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Младшие школьники могут проявлять настойчивость в учебной деятельности. Со временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность. Ученики младших классов проявляют волевые качества, в основном, лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить расположение к себе взрослых.
Подростковый возраст: свойственное этому возрасту половое созревание существенно изменяет (увеличивает) подвижность нервных процессов. Это приводит к определенным изменениям в волевой сфере. У подростков возрастает смелость, но снижается выдержка. Настойчивость может проявляться только в интересной для них работе. Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство. В волевых усилиях процессы возбуждения преобладают над торможением.
Старший школьный возраст: Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели. Они проявляют большую способность к терпению (работа на фоне утомления). В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Часто волевые усилия проявляются под влиянием социально значимой идеи. Волевая активность старшеклассника практически всегда имеет характер целеустремленности.
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками представляет для большинства школьников значительные трудности. Усвоение грамматических правил, законов физики и химии, решение примеров и задач, запоминание исторических дат и событий, географических названий, овладение иностранным языком, усвоение навыков труда, несомненно, требуют проявления воли. Если к этому добавить, что не всегда учебе сопутствует хорошее настроение и желание заниматься, что различные игры и развлечения, просмотр телепередач, компьютеры поджидают школьника во дворе и на улице, то станет ясно, насколько сложной и противоречивой является ситуация формирования и развития воли. Точно так же, высокие двигательные требования к спортсмену служат предпосылкой, условием развития волевых процессов.
Было бы ошибкой считать, что волевые качества формируются в учебной деятельности, в спорте сами по себе, «автоматически». Изо дня вдень взрослые люди (учителя, тренер, родители, партнеры по команде, знакомые) учат ребенка ставить задачи, планировать, продумывать, помогают добиваться их решения, упражняют в преодолении трудностей. Общепринято, что занятия спортом представляют собой обширное поле для проявления воли. Прекрасным средством развития воли является участие в труде. С малых лет ребенок участвует в посильном труде: от поддержания чистоты в доме до привычки ухода за обувью, одеждой, домашними растениями и животными. Не менее важным фактором формирования волевых качеств является соблюдение режима дня, что благотворно влияет па целевую сторону его деятельности.
Отсутствие социально полезных дел — основная причина формирования безволия и слабоволия.
В подростковом и юношеском возрасте, наряду с воспитательными воздействиями окружающих, массовых средств коммуникации (радио, кино, телевидения) и воздействием искусства, предпосылкой дальнейшего развития воли становится самовоспитание воли — сознательная работа юношей
и девушек над развитием собственной воли.