Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками

Содержание и выбор"1 методов психокоррекционной работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а также пред­метом коррекции, формулируемым в психологической практике на языке трудностей клиентов (детей, педагогов и родителей).

Объект психокоррекции — это отдельные сферы личности, под­вергающиеся изменению, ее предмет — та психическая реаль­ность, на которую направлено психокоррекционное воздействие. Например, если объектом коррекции являются нарушения пове­дения ребенка, то предметы, в зависимости от локуса жалобы, могут быть самые разнообразные: образ «Я», отношение к учите­лю, мотивация учения и др.

По содержанию можно выделить общую личностную коррек­цию, коррекцию отдельных сторон, сфер и качеств личности, коррекцию деятельности и отношений.

Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я- концепции ребенка, уровня его притязаний, гармонизацию лич­ностного баланса, усиление Эго. Она предполагает работу по пре-

одолению дисгармонии, незрелости, невротичности личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентифика­ции и других негативных личностных проявлений.

Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита вни­мания, выработку когнитивных стилей.

Коррекция эмоциональной сферы связана, со снижением психо­эмоционального напряжения, дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она предполагает развитие социальных эмоций и способов безопас­ного эмоционального реагирования и формирование навыков эмо­ционального контроля поведения у ребенка.

Коррекция волевой сферы ~ это развитие произвольности пси­хических процессов, формирование целеполагания. мотивации, осмысленности и рефлексивности поведения, преодоление неза­вершенности действий ребенка.*

Коррекция поведенческой сферы связана с формированием внут­ренней позиции ребенка, овладением веером социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей "поведения, навыка­ми саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных сте­реотипов.

Коррекция игровой или учебной деятельности направлена на раз­витие личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки.

Коррекция отношений ребенка предполагает изменение, социаль­ной ситуации развития, ее субъективного восприятия ребенком; развитие социального интеллекта, интуиции, эмпатии и рефлек­сии; повышение социального статуса; разрешение внутренних и внешних психологических конфликтов.

По сведениям Г. В.Бурменской, О. А. Карабановой и А.Г.Ли-дерса, максимальное число обращений к психологу падает на до­школьный и младший школьный возраст (80 %). Содержание кор-рекционной работы исследователи связывают с наиболее типич­ными трудностями детей:

несоответствием уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме;

неготовностью к школьному обучению, неуспеваемостью, низ­кой познавательной и учебной мотивацией;

негативными тенденциями личностного развития, коммуни­кативными проблемами;

неорганизованностью поведения, низким уровнем произволь­ной регуляции;

эмоциональными нарушениями поведения;

дезадаптацией в детском саду, школе, семье.

Коррекция умственного развития:

развитие восприятия, сенсорных способностей;

развитие наглядно-образного (наглядно-действенного) мыш­ления;

развитие начальных функций произвольного внимания и па­мяти;

развитие речи (в рамках логопедической помощи);

развитие познавательной мотивации.

Коррекция готовности ребенка к обучению:

коррекция внутренней позиции ребенка;

формирование общей успеваемости (положительная мотива­ция, познавательные процессы, самоконтроль, самооценка);

коррекция мелкой моторики и пространственной ориентации (письмо);

речевая коррекция (чтение);

коррекция исходных представлений о количестве, величине и т.п. (математика).

Коррекция неорганизованности поведения.

1. Мотивационный блок (целеполагание) — неумение выде­лить, осознать, принять и выдержать цель действия:

четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребенком в виде образца продукта;

удержание образца «на виду»;

выделение поэтапных подцелей;

обеспечение достижения цели и одобрения успеха;

перенос успеха на самостоятельное поведение;

перенос произвольной регуляции'на фрустрирующую ситуацию.

2. Операционно-регулятивный блок (планирование и конт­роль) — неумение планировать пути достижения цели как по со­держанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить коррекции по ходу их выполнения:

совместное со взрослым планирование содержания и последо­вательности операций по достижению цели;

предметное и знаковое моделирование пути действия;

овладение различными способами планирования (готовая схе­ма, моделирование, план-схема);

распределение функций в кооперативных формах деятельно­сти;

формирование мотивационной готовности к деятельности;

формирование действий самооценки и контроля через исклю­чение возможности незавершенных действий; введение режима с небольшим количеством требований;

последовательная передача функций планирования, контроля и оценки ребенку.

Коррекция личностного развития.

1. Коммуникативные проблемы в семье — с родителями, род­ственниками:

разъяснительная коррекционная работа с родителями и педа­гогами, направленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания;

родительский тренинг (повышение родительской компетент­ности);

тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности);

коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);

организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность).

2. Трудности общения вне семьи — со сверстниками, воспита­телями, учителями:

коллективные игры (справедливое распределение ролей и ре­гуляция отношений);

игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрес­сивного заряда); г,

статусная психотерапия (возрастные перемещения детей с не­адекватной самооценкой);

социальная терапия (изменения отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке этого ребенка значимым взрослым).

3. Проблемы самооценки, тревожность,'повышенная эмоцио­нальная напряженность, пассивность, конформизм:

психогимнастика;

холдинг-терапия;

арттерапия;

психодрама и другие формы десенсибилизации.

Психокоррекционная работа в случаях комплексной дез­адаптации ребенка может носить^комплексный либо симпто­матический характер, направленный на дефицитарные области развития, поведения и общения ребенка.

В подростково-юношеском возрасте содержатель­ная проблематика, требующая коррекционных усилий психоло­га, представлена следующим образом:

акцентуации характера;

нарушения поведения;

трудности подростково-юношеского возраста;

эмоционально-личностные проблемы;

психофизический инфантилизм;

социально-педагогическая запущенность (несформированность субъекта самосознания, общения и деятельности);

нарушения социально-психологической адаптации.

Для подросткового возраста в большей степени подходят груп­повые формы коррекционной работы (кроме решения эмоцио­нально-личностных проблем).

На основе разных критериев можно строить различные класси­фикации методов психологической коррекции (АЛ. Гройсман пред­лагает в качестве критериев классификации статус мозга, биоло­гический гомеостаз, предмет и объект коррекции, характер, на­правленность и принцип воздействия):

а) по физиологическому статусу мозга:

бодрствование — разъяснение; убеждение; рассудочная регуляция; авторитетное внушение (директивная коррекция); пиетативная коррекция (эмпатическое слушание, сочувствие); тормоз. — самогипноз; внушение в предсонном состоянии (трансе); внушение в просоночном состоя­нии; внушение во сне (парадоксальная фаза); внушение в гипнотическом и нар­котическом состоянии с исполь­зованием аппаратурных методик;

б) по биологическому гомеостазу: для нормального состояния; для стрессового состояния;

в) по характеру и направленности воздействия: развивающие;

седативные;

активизирующие;

дезактуализирующие;

активизирующие;

мобилизирующие;

г) по преимущественному воздействию на психические процессы: иматотренинг (воображение);

ментальный тренинг (мышление);

эмоцион-ально-волевая тренировка (эмоции, воля);

л) по количеству участников:

групповые (для макро-, микро-, медиагрупп);

индивидуальные;

е) по принципу воздействия: гетерогенные (на других); аутогенные (на себя);

ж) по использованию средств искусства: изотерапия;

библиотерапия; музыкотерапия; танцевальная терапия; телесная терапия.

Итак, психокоррекционная работа характеризуется богатством содержания и методов воздействия. На эффективность психокор-рекционного воздействия влияет множество факторов: личност­ная и профессиональная готовность психолога, психотерапевти­ческий контакт с клиентом, правильность постановки психоло­гического диагноза, выбор технологии, психологическая поддерж­ка окружающих и др.





Подборка статей по вашей теме: