Содержание и выбор"1 методов психокоррекционной работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а также предметом коррекции, формулируемым в психологической практике на языке трудностей клиентов (детей, педагогов и родителей).
Объект психокоррекции — это отдельные сферы личности, подвергающиеся изменению, ее предмет — та психическая реальность, на которую направлено психокоррекционное воздействие. Например, если объектом коррекции являются нарушения поведения ребенка, то предметы, в зависимости от локуса жалобы, могут быть самые разнообразные: образ «Я», отношение к учителю, мотивация учения и др.
По содержанию можно выделить общую личностную коррекцию, коррекцию отдельных сторон, сфер и качеств личности, коррекцию деятельности и отношений.
Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я- концепции ребенка, уровня его притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго. Она предполагает работу по пре-
одолению дисгармонии, незрелости, невротичности личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других негативных личностных проявлений.
Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.
Коррекция эмоциональной сферы связана, со снижением психоэмоционального напряжения, дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у ребенка.
Коррекция волевой сферы ~ это развитие произвольности психических процессов, формирование целеполагания. мотивации, осмысленности и рефлексивности поведения, преодоление незавершенности действий ребенка.*
Коррекция поведенческой сферы связана с формированием внутренней позиции ребенка, овладением веером социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей "поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных стереотипов.
Коррекция игровой или учебной деятельности направлена на развитие личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки.
Коррекция отношений ребенка предполагает изменение, социальной ситуации развития, ее субъективного восприятия ребенком; развитие социального интеллекта, интуиции, эмпатии и рефлексии; повышение социального статуса; разрешение внутренних и внешних психологических конфликтов.
По сведениям Г. В.Бурменской, О. А. Карабановой и А.Г.Ли-дерса, максимальное число обращений к психологу падает на дошкольный и младший школьный возраст (80 %). Содержание кор-рекционной работы исследователи связывают с наиболее типичными трудностями детей:
несоответствием уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме;
неготовностью к школьному обучению, неуспеваемостью, низкой познавательной и учебной мотивацией;
негативными тенденциями личностного развития, коммуникативными проблемами;
неорганизованностью поведения, низким уровнем произвольной регуляции;
эмоциональными нарушениями поведения;
дезадаптацией в детском саду, школе, семье.
Коррекция умственного развития:
развитие восприятия, сенсорных способностей;
развитие наглядно-образного (наглядно-действенного) мышления;
развитие начальных функций произвольного внимания и памяти;
развитие речи (в рамках логопедической помощи);
развитие познавательной мотивации.
Коррекция готовности ребенка к обучению:
коррекция внутренней позиции ребенка;
формирование общей успеваемости (положительная мотивация, познавательные процессы, самоконтроль, самооценка);
коррекция мелкой моторики и пространственной ориентации (письмо);
речевая коррекция (чтение);
коррекция исходных представлений о количестве, величине и т.п. (математика).
Коррекция неорганизованности поведения.
1. Мотивационный блок (целеполагание) — неумение выделить, осознать, принять и выдержать цель действия:
четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребенком в виде образца продукта;
удержание образца «на виду»;
выделение поэтапных подцелей;
обеспечение достижения цели и одобрения успеха;
перенос успеха на самостоятельное поведение;
перенос произвольной регуляции'на фрустрирующую ситуацию.
2. Операционно-регулятивный блок (планирование и контроль) — неумение планировать пути достижения цели как по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить коррекции по ходу их выполнения:
совместное со взрослым планирование содержания и последовательности операций по достижению цели;
предметное и знаковое моделирование пути действия;
овладение различными способами планирования (готовая схема, моделирование, план-схема);
распределение функций в кооперативных формах деятельности;
формирование мотивационной готовности к деятельности;
формирование действий самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий; введение режима с небольшим количеством требований;
последовательная передача функций планирования, контроля и оценки ребенку.
Коррекция личностного развития.
1. Коммуникативные проблемы в семье — с родителями, родственниками:
разъяснительная коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания;
родительский тренинг (повышение родительской компетентности);
тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности);
коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);
организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность).
2. Трудности общения вне семьи — со сверстниками, воспитателями, учителями:
коллективные игры (справедливое распределение ролей и регуляция отношений);
игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда); г,
статусная психотерапия (возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой);
социальная терапия (изменения отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке этого ребенка значимым взрослым).
3. Проблемы самооценки, тревожность,'повышенная эмоциональная напряженность, пассивность, конформизм:
психогимнастика;
холдинг-терапия;
арттерапия;
психодрама и другие формы десенсибилизации.
Психокоррекционная работа в случаях комплексной дезадаптации ребенка может носить^комплексный либо симптоматический характер, направленный на дефицитарные области развития, поведения и общения ребенка.
В подростково-юношеском возрасте содержательная проблематика, требующая коррекционных усилий психолога, представлена следующим образом:
трудности подростково-юношеского возраста;
эмоционально-личностные проблемы;
психофизический инфантилизм;
социально-педагогическая запущенность (несформированность субъекта самосознания, общения и деятельности);
нарушения социально-психологической адаптации.
Для подросткового возраста в большей степени подходят групповые формы коррекционной работы (кроме решения эмоционально-личностных проблем).
На основе разных критериев можно строить различные классификации методов психологической коррекции (АЛ. Гройсман предлагает в качестве критериев классификации статус мозга, биологический гомеостаз, предмет и объект коррекции, характер, направленность и принцип воздействия):
а) по физиологическому статусу мозга:
| бодрствование — разъяснение; убеждение; рассудочная регуляция; авторитетное внушение (директивная коррекция); пиетативная коррекция (эмпатическое слушание, сочувствие); | тормоз. — самогипноз; внушение в предсонном состоянии (трансе); внушение в просоночном состоянии; внушение во сне (парадоксальная фаза); внушение в гипнотическом и наркотическом состоянии с использованием аппаратурных методик; |
б) по биологическому гомеостазу: для нормального состояния; для стрессового состояния;
в) по характеру и направленности воздействия: развивающие;
седативные;
активизирующие;
дезактуализирующие;
активизирующие;
мобилизирующие;
г) по преимущественному воздействию на психические процессы: иматотренинг (воображение);
ментальный тренинг (мышление);
эмоцион-ально-волевая тренировка (эмоции, воля);
л) по количеству участников:
групповые (для макро-, микро-, медиагрупп);
индивидуальные;
е) по принципу воздействия: гетерогенные (на других); аутогенные (на себя);
ж) по использованию средств искусства: изотерапия;
библиотерапия; музыкотерапия; танцевальная терапия; телесная терапия.
Итак, психокоррекционная работа характеризуется богатством содержания и методов воздействия. На эффективность психокор-рекционного воздействия влияет множество факторов: личностная и профессиональная готовность психолога, психотерапевтический контакт с клиентом, правильность постановки психологического диагноза, выбор технологии, психологическая поддержка окружающих и др.