Подчеркивая специфику психокоррекционного воздействия, специалисты склонны его отграничивать от развивающего и психотерапевтического процессов. Основное отличие психокоррекци-онных воздействий они склонны видеть в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными чертами и направлена на их исправление. Основная задача развития состоит в том, чтобы сформировать у человека отсутствующие или недостаточно развитые психологические качества (А.А.Осипова). Психокоррекцию от психотерапии отличают субъект, предмет и средства воздействия. Субъект психотерапии — врач, предмет — психосоматические заболевания и психические расстройства, используемые средства — медико-психологические (Р.С.Немов). Субъект психокоррекции — психолог. Он использует психологические средства, помогая клиенту справиться с трудностями психологического характера. Однако в реальном процессе психологической помощи оба вида воздействия тесно переплетаются между собой. Более того, в современном понимании психотерапия больше ориентирована именно на психологические средства воздействия на клиента, при использовании которых он остается активной стороной, принимающий на себя равную долю ответственности за результаты психокоррекционного процесса.
|
|
Выделяют следующие специфические черты психокоррекционного процесса:
он ориентирован на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы;
акцентирует здоровые стороны личности;
нацелен на настоящее и будущее клиентов;
предполагает оказание среднесрочной помощи;
основан на ненавязчивом ценностном вкладе психолога;
направлен на изменение поведения и развитие личности клиента.
По мнению А.С.Спиваковской, главным в психокоррекции является создание условий для развития тех или иных психологи-
ческих качеств каждого участника психокоррекции, т.е. реализация индивидуального подхода. Осуществление индивидуального подхода тесно связано с представлением о «личном достижении», т.е. признании права самого пациента взять из психокоррекцион-ных возможностей то, что он окажется в состоянии или захочет взять. Непланируемость личностного роста при признании бесконечности и неограниченности этого процесса — одна из главных специфических черт психокоррекции.
Поэтому психокоррекционные приемы должны использовать естественные движущие силы психического и личностного развития. Такими силами являются деятельность человека и система его отношений, которые значимы для него, ярко индивидуально окрашены, насыщены острыми эмоциональными переживаниями.
|
|
Особое значение имеет понятие психокоррекционного контакта с участниками психокоррекции, основанного на субъект-субъектных, диалоговых отношениях. Необходимо достичь как можно более полного принятия индивидуального облика и личности пациента во всем сложном переплетении сильных и слабых сторон человеческой души.
В процессе психокоррекции отношения между участниками коррекции и специалистом строятся по принципу партнерства, когда взаимно признается право каждого на ответственность, руководство, поиск, личностный рост, психологическую независимость. Именно такая позиция психолога запускает в действие кор-рекционные механизмы психологических методов, которые он использует, создает наилучшие условия для реализации всех рычагов психокоррекционного действия.
Особая динамика психокоррекционного процесса может быть описана не прямой, а ломаной линией. Это означает, что она имеет свои взлеты и падения, ускорения движения и замедления. Это происходит за счет того, что главными в психокоррекции являются эмоциональные переживания, а эмоции — это весьма подвижные и динамичные психологические образования.
Психокоррекционный процесс может быть метафорически описан как особые «мелькания», сгустки переживаний. Яркие, эмоционально окрашенные переживания и создают возможность нового видения старых проблем, нового взгляда на жизненную ситуацию, на близких людей, на систему своих отношений, на свою Деятельность. В результате происходит перестройка элементов сознания и самосознания.
Перестройку структур сознания следует рассматривать как творческий процесс. На операционном уровне она может быть описана как переход от оперирования закрытыми формулами к использованию открытых формул. Термин «открытые формулы» означает использование таких систем осознания, которые раскрывают в
человеке все сильные стороны его души и выводят на путь все больших личностных достижений.
В процессе психокоррекции необходимо использовать доступный, понятный, убедительный, внушающий, воздействующий, вызывающий эмоциональный отклик язык. В каждый момент психокоррекции психолог должен быть предельно искренним в своих эмоциональных переживаниях, чтобы его вербальный и невербальный языки соответствовали друг другу. Язык психокоррекции — это также язык конкретных реальных действий. Все ситуации должны быть не только понятны и доступны участникам, но и полезными, эмоционально значимыми. Необходимо отметить, что общее между участниками психокоррекции может быть описано как реализация высших форм гуманных отношений между людьми.
На эффективность психокоррекционного процесса влияет множество факторов: ожидания клиента, важность для него решаемых задач, характер проблем, готовность клиента к сотрудничеству, ожидания самого психолога, его профессиональный и личностный опыт, продолжительность и интенсивность процесса и др.
Профессиональная готовность психолога к коррекционному воздействию включает три компонента (А. А. Осипова):
теоретический — знание теоретических основ психокоррекци-онной работы, ее способов и методов;
практический — владение конкретными методами и методиками психокоррекционной работы;
личностный — психологическая проработанность у специалиста собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.
Психокоррекционный процесс, как правило, осуществляется на основе программы, решающей задачи разного уровня;
коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
|
|
развивающего — оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития.
При составлении психокоррекционных программ необходимо опираться на следующие принципы: единства коррекции и диагностики; приоритетности коррекции каузального типа; учета возрастных и индивидуально-типологических особенностей личности; комплексности методов; активного привлечения ближайшего окружения; опоры на разные уровни организации психических процессов; постепенного возрастания сложности; увеличения уровня субъектности ребенка.
Алгоритм составления психокоррекционной программы:
четкая формулировка цели коррекционной работы;
определение круга решаемых задач;
определение методологии и содержания программы;
выбор стратегии и тактики проведения психокоррекционной работы;
определение формы работы (групповая, индивидуальная или смешанная);
отбор методик и техник для работы с клиентом;
определение общего времени и графика встреч;
подготовка оборудования;
определение критериев эффективности психокоррекционных мероприятий.
Эффективность психокоррекционной работы может быть определена в параметрах удовлетворенности клиента, заказчика и самого психолога и позитивных изменений в предмете коррекции. Первый параметр выявляется в положительных отзывах, оценках и отношениях. Второй можно выяснить с помощью контрольного психодиагностического эксперимента, наблюдения за поведением клиента вне коррекционной ситуации, мнений экспертов.