double arrow

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ФОРМЫ, ВИДЫ, МЕТОДЫ И ОРГАНЫ.


Финансовый контроль – форма реализации контрольной функции финансов, то есть совокупность действий по проверке законности, эффективности использования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информацией о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Объект финансового контроля – денежные отношения, возикающие между органами власти, хозяйствующими субъектами и физическими лицами по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Субъекты– специально уполномоченные государственные контрольные органы и службы, подразделения субъектов хозяйствования, негосударственные специализированые организации, осуществляющие деятельность в соответствии с нормами права, на основании предоставленных им полномочий.




По субъектам выделяют: государственный и негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный) контроль;

по объекту: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и контроль за деятельностью внебюджетных фондов.

Основные принципы финансового контроля: принцип законности; принцип независимости органов финансового контроля; принцип объективности; принцип гласности; принцип ответственности; принцип разграничения функций и полномочий; принцип системности.

Государственный финансовый контроль предназначен для контроля за исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также за финансовой деятельностью государственных унитарных предприятий.

Государственный финансовый контроль по времени проведения (формы контроля):

- предварительный (в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам)

- текущий (осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере),

- последующий (это ревизия уже исполненного бюджета, проводится по окончании финансового года в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.)

По направлению воздействия субъекта на объект: внешний и внутренний; по месту проведения проверок: камеральный, выездной; по полноте охвата материала: сплошной, выборочный; по характеру источников контроля: документальный, фактический; по периодичности проведения: систематический, периодический, единовременный; по полноте охвата вопросов: комплексный, тематический, встречный; по повторяемости изучения источников: первичный, вторичный, дополнительный.



Методы финансового контроля – совокупность способов, приёмов и средств с помощью которых осуществляется финансовый контроль.

Методы:

1) Проверка (производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных балансовых и расходных документов)

2) Обследование (проверяющий знакомиться с отельными сторонами деятельности предприятия)

3) Экономический анализ (комплексный подход в исследовании нескольких вопросов финансового состояния предприятия с целью общей оценки результатов деятельности)

4) Надзор (производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определённый вид финансовой деятельности и предполагает проверку соблюдения ими установленных правил и нормативов)

5) Ревизия (полная проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия) осуществляется в обязательном порядке



6) Мониторинг (система постоянно совершаемых контрольных действий по наблюдению за текущими изменениями в деятельности субъектов хозяйствования.

Органы финансового контроля

Бюджетный контроль осуществляет:

1) Президент РФ

2) Министерство финансов РФ

3) Счетная палата РФ

4) Счетные палаты субъектов РФ

5) Контрольно-ревизионные органы МО

6) Банк России

7) Представительные органы власти

Президент и представительные органы бюджетного контроля(федеральное собрание органы власти публично правовых образований) формируют бюджетную политику в области контроля и общее управление контролем.

Президент РФ через законы, указы и бюджетные послания определяет важнейшие принципы контрольной бюджетной политики страны. Оперативный контроль осуществляет главное контрольное управление Администрации президента.

Федеральное собрание и нижестоящие представительные органы власти принимают финансовое законодательство и рассматривают отчётность по финансово-бюджетным вопросам. В каждой структуре имеются финансово-бюджетные комитеты, контролирующие процессы составления и исполнения бюджетов.

Для контроля за выполнением финансового законодательства и движением федеральных бюджетных средств создана счётная палата РФ.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований

1. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

К исполнительным контрольным органам относятся – правительство РФ, министерство финансов РФ, ФНС, ФТС и др.

Правительство РФ контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств вопросы межбюджетных отношений. При правительстве имеется контрольно-наблюдательный совет.

Основную работу по бюджетному контролю выполняет МИНФИН РФ и его органы на местах.

Главные задачи министерства финансов:

1) Осуществление предварительного контроля при составлении бюджетов.

2) Проведение текущего контроля исполнения бюджетов

3) Последующий контроль исполнения бюджета

4) Совершенствование методов учёта и отчётности бюджетных и негосударственных организаций

Федеральное казначейство осуществляет кассовый контроль, ведение операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Департамент финансового контроля и аудита – проводит ревизии.

Комитет по финансовому мониторингу.

Министерство государственного имущества

МинЭкономРазвития и торговли.

Федеральная антимонопольная служба.







Сейчас читают про: