double arrow

Ведомственный контроль и его содержание

2

Ведомственный контроль - контроль, осуществляемый Министерствами (ведомствами), ассоциациями, концернами и другими вышестоящими органами управления за деятельностью прямо подчиненных им организаций.

Поскольку контроль представляет одну из необходимых составных частей управленческого процесса, в любой системе управления должны быть подразделения, обеспечивающие реализацию ее контрольных функций. Именно эта посылка является исходной при оценке различных мнений об организации контрольной деятельности. Так, в конце 1990-х гг. сформировалось представление о плодотворности единой, целостной контрольной системы в государстве и была поставлена задача ее создания на базе органов вневедомственного контроля. Ожидалось, что такое построение контрольных органов позволит резко сократить количество контролеров, повысить качество и результативность проводимых проверок. Авторы идеи упустили из виду, что для создания подобной суперсистемы потребовалось бы изъять контрольные подразделения у различных ведомственных управленческих структур, выполняющих разноплановые задачи, и передать их органам вневедомственного контроля. Но преимущество ведомственного контроля состоит именно в его непосредственной специализации, учитывающей отраслевые особенности организации, технологии и экономики производства.




С позиции науки управления ликвидация органов ведомственного контроля была бы глубоко ошибочным шагом. Их следует не упразднять, а реорганизовывать, синхронизируя с изменениями функций управленческих звеньев, чьи задачи выполняют контрольные органы. Основное правило теории управления предусматривает усиление централизованного контроля при децентрализации управления, так что закономерным и своевременным было издание Указа Президента Республики Беларусь от 7 июля 1995 г. №259 «О некоторых мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь и контроля за исполнением налогового законодательства». В документе предусматривались меры по укреплению ведомственного контроля и его роли в обеспечении сохранности собственности, соблюдению режима экономии в расходовании государственных средств, повышению качества и оперативности проводимых ревизий. Во исполнение данного Указа Правительством республики был принят ряд документов, регламентирующих порядок осуществления контрольно-ревизионной работы.

Дальнейшим направлением совершенствования ведомственного контроля стало усиление его комплексности в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь». В осуществлении функций ведомственного контроля в обязательном порядке должны были принимать участие все подразделения и службы органов государственного управления с учетом специфики возложенных на них задач. Наряду с этим, Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» (далее — Указ № 325) было разрешено для осуществления ведомственного контроля создавать в контролирующих органах структурные подразделения с правом (либо без права) юридического лица. Руководителям контролирующих органов предоставлено право в установленном порядке возлагать осуществление ведомственного контроля за деятельностью подчиненных или входящих в их состав (систему) организаций (в том числе их обособленных подразделений, имеющих учетный номер налогоплательщика, и нотариальных контор) на структурные подразделения контролирующих органов с учетом специфики выполняемых ими функций без создания ведомственных контрольных служб.



Контролирующие органы должны обеспечивать:

• контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подведомственными организациями;

• своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства;

• принятие мер по сохранности, целевому и эффективному использованию имущества подведомственных организаций;

• выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций.



Функции ведомственного контроля определяются отраслевыми инструкциями, которые разрабатываются министерствами, ведомствами и другими республиканскими органами государственного управления на основе нормативных актов и инструктивных материалов, регламентирующих организацию контроля в Республике Беларусь. К основным функциям следует отнести:

• координацию деятельности структурных подразделений органа государственного управления при осуществлении им ведомственного контроля;

• организацию и проведение:

- плановых проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных соответствующему органу государственного управления или входящих в его состав;

- внеплановых проверок подведомственных организаций по поручениям органов уголовного преследования по возбужденньтм уголовным делам, руководителей органов уголовного преступления и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);

- камеральных проверок;

- мероприятий по наблюдению, анализу, оценке, установлению причинно-следственных связей и прогнозированию факторов, влияющих на результаты деятельности подведомственной организации (мониторинг);

• разработку проектов нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление ведомственного контроля;

• оказание методологической помощи подведомственным организациям в целях повышения эффективности их деятельности;

• проведение работы по изучению и распространению в соответствующей отрасли более совершенных форм организации ведомственного контроля;

• проведение анализа выявляемых нарушений и внесение а установленном порядке предложений по изменению и дополнению законодательства в сфере экономических отношений;

• обеспечение контроля за устранением подведомственными организациями выявленных в ходе проведения проверок нарушений, учета проведенных проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, их результатов и принятых по ним мер, составление и представление отчетности о проделанной контрольно-ревизионной работе.

В соответствии с Указом № 325 ответственность за организацию и состояние ведомственного контроля в соответствующих органах государственного управления возлагается на их руководителей. Служба ведомственного контроля - самостоятельное структурное подразделение органа государственного управления, подчиняющееся непосредственно его руководителю.

В настоящее время роль специалистов ведомственного контроля значительно возросла. В соответствии с Указом № 325 руководители этих служб, осуществляющих контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных организаций, являются по должности членами коллегиальных органов соответствующих министерств и ведомств. Этим же нормативным актом предусмотрено, что назначение на должность руководителей ведомственных контрольно-ревизионных служб согласовывается в установленном порядке:

• в государственных органах (за исключением местных исполнительных и распорядительных органов первичного и базового уровней) и иных государственных организациях, республиканских государственно-общественных объединениях, включенных в перечень государственных органов, и их структурных подразделениях, осуществляющих ведомственный контроль, - с Министерством финансов;

• в местных исполнительных и распорядительных органах первичного и базового уровней с территориальными органами Министерства финансов;

• в структурных подразделениях (подчиненных организациях) государственных органов и иных государственных организаций, республиканских государственно-общественных объединениях - с соответствующими государственными органами, республиканскими государственными общественными объединениями.

Разработка методологии, организации и осуществления ведомственного контроля, подготовка и представление отчетности о контрольной деятельности, а также надзор за состоянием ведомственного контроля в стране возложены па Министерство финансов Республики Беларусь. На заседаниях коллегии министерства рассматриваются материалы проверок состояния ведомственного контроля в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, их руководителям даются обязательные для исполнения указания по устранению выявленных недостатков, в том числе в области контрольной деятельности. При министерстве создан Методологический совет по ведомственному контролю (приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 186), основными задачами которого являются:

• определение основных направлений совершенствования контрольно-ревизионной работы;

• рассмотрение и обсуждение проектов нормативных актов, регламентирующих деятельность ведомственного контроля;

• подготовка предложений для внесения изменений в действующие нормативные и законодательные акты с целью предотвращения нарушений государственной финансовой дисциплины;

• изучение, обобщение и распространение положительного опыта организации и осуществления ведомственного и внутрихозяйственного контроля;

• методологическое обеспечение ведомственного контроля.



2




Сейчас читают про: