Традиционные способы расположения в классе учебных мест

В западных странах традиционным считается такое расположение учебных мест в классе, при котором ряды парт стоят напротив доски перед учительским столом, а учитель ведёт свои занятия, обращаясь к ученикам, сидящим перед ним. На множестве фотографий можно видеть подобное расположение парт в классе, и многие учителя продолжают расставлять парты в классе подобным образом, причём, независимо от ступени обучения.

Во многих классах основной ступени обучения учеников начинают рассаживать именно таким образом, немного видоизменяя посадку учеников на уроках тех учителей, которые работают с детьми непродолжительное время.

Диаграмма 9.1 Традиционный план расположения учебных мест в классе

Преимуществом такого расположения учебных мест будет являться то, что внимание учеников обращено непосредственно к учителю, стоящему перед ними. Учитель может видеть лица всех своих учеников, что помогает ему убедиться, что все дети слушают его и включены на уроке в продуктивную деятельность [McNamara and Waugh, 1993]. Тем не менее, подобное расположение учебных мест в классе имеет существенные недостатки, влияющие на процесс обучения. Прежде всего, обучение становится центрированным на учителе, а возможности обучения через дискуссию и диалог со сверстниками резко сокращаются. Само обучение в таких условиях становится для учеников пассивным восприятием (chalk and talk) некоторого учебного материала, а активизации и вовлечения учеников в процесс обучения не происходит [Woolfolk, 2001]. При таком обучении очень трудно соответствовать индивидуальным потребностям обучения. Ученики становятся пассивными получателями «знаний», нежели активными участниками образовательного процесса.

Дети с различными возможностями особенно сильно испытывают на себе недостатки подобного стиля обучения. Как упоминалось выше, при таком расположении учебных мест, ученики с инвалидностью могут чувствовать себя изолированными, сидя впереди, всё время под пристальным взглядом учителя, и не имея возможности общаться со своими товарищами. Конечно, при таком расположении учебных мест появляются некоторые преимущества для формирования академических навыков[Woolfolk, 2001], в то время как социальные барьеры не снижаются, а нарастают и становятся всё более выраженными. Ещё более значимым становится тот факт, что для детей с различными возможностями необходимо быть более вовлечёнными в процесс обучения, чем это может обеспечить данный способ обучения. При такой модели обучения ребёнок может взаимодействовать только с детьми, сидящими рядом с ним[Woolfolk, 2001]. Между тем, у детей во время обучения обязательно должна быть возможность разнообразно взаимодействовать друг с другом, для того чтобы это обучение было эффективным для всех учеников [McInerney and McInerney, 2002].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: