Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Е.И. Голубева. Как работать с печатными изданиями.




Режим доступа http://image.websib.ru/05/text_article.htm?371

О задачах чтения

Беря в руки любое печатное издание, полезно заранее знать, чего мы хотим. Возможны такие, например, варианты задач:

¾ ознакомление с конкретным изданием;

¾ ознакомление с конкретным автором (с помощью предисловия, послесловия, комментариев в книге);

¾ начальное знакомство с темой, проблемой;

¾ поиски ответа на конкретный вопрос.

Для решения разных задач мы будем выбирать наиболее подходящий способ чтения, критерии оценки прочитанного, приемы переработки и фиксации информации. Иногда этот выбор происходит на интуитивном уровне. Но, конечно, никому не помешает ни осмысление своего собственного читательского опыта, ни знакомство с обобщенным опытом других людей. Вот этот систематизированный обобщенный опыт мы и постараемся здесь изложить.

О способах чтения

Ни одно новое слово (т.е. маленькое или большое открытие) в любой области человеческой деятельности не обходится без освоения предыдущего опыта, уже накопленных человечеством знаний. Для освоения этой необъятной информации изобретены специальные технологии. Их задача - оптимизировать, т.е. сделать возможно более результативными и экономными процессы поиска источников информации, отбора необходимой информации и ее переработки.

Информацией насыщено все вокруг нас и мы сами. Но человек изобрел и специальные средства фиксации и передачи особо значимой информации. Прежде всего, это различные носители. В данном случае мы будем рассматривать издавна используемые, достаточно универсальные и в принципе широко доступные носители информации - печатные источники: книги, журналы, газеты.

Способов работы с печатными источниками существует очень много. От беглого просмотра до глубокого изучения с конспектированием. Какой же способ использовать в каждом конкретном случае? В зависимости от той задачи, которую вы сами себе поставили на данном этапе подготовки учебного задания или, например, составления реферата, можно выбрать соответствующий режим чтения.

Вот перечень основных используемых режимов (или способов) ознакомления с печатным источником:

¾ Углубленное чтение. Этот способ предполагает внимательное (иногда и неоднократное) прочтение материала. Применяется, когда стоит задача вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить причинно-следственные связи описываемых событий или явлений. Освоение информации с использованием этого режима часто проходит одновременно с оценкой, сравнением, которые способствуют более глубокому пониманию и продуктивному запоминанию.

¾ Параллельное чтение. При этом способе одновременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме. Особенно интересно, когда авторы их придерживаются разных точек зрения по занимающему вас вопросу. Вам придется проанализировать разные взгляды, оценить убедительность аргументации, выбрать наиболее предпочтительную позицию и обосновать свой выбор. Этот способ чтения лучше использовать при подготовке докладов, рефератов.




¾ Выборочное чтение предполагает избирательное знакомство с отдельными разделами текста, отобранными при изучении содержания издания, либо при ознакомлении с имеющимися вспомогательными указателями и словарями, либо при просмотре текста.

¾ Чтение-просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьей. Этот способ позволяет при надлежащем внимании и сосредоточенности за короткий промежуток времени оценить целесообразность более детального изучения этой книги или сразу выбрать нужный материал.

¾ Сканирование. Так называют быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имен, дат, статистических данных, фактов. Развитая зрительная память дает возможность при взгляде на страницу текста мгновенно отыскать нужную информацию: фамилию, цитату, название и т.п.

О рациональных приемах работы с текстом

Итак, вы выбрали тему реферата (доклада, сочинения, выступления), подобрали книги и статьи, методом быстрого просмотра определили, как будете использовать то или иное издание. Что дальше?

Во-первых, будем готовы к тому, что наша предварительная оценка того или иного источника может в процессе работы измениться. Как говорится, материал может повести за собой. И сначала малозначимая информация окажется существенной, потянет за собой важную цепочку фактов или доказательств. А во-вторых, настала пора подумать о способах сохранения материала, который мы будем добывать, изучая публикации. Эти способы должны удовлетворять нескольким требованиям: компактности хранения, возможности дополнений, гарантии от потерь информации (например, мы употребили такое сокращение, что теперь не можем понять, что же это значит), удобства использования. Конечно, вы можете изобрести что-нибудь и сами. Но полезно воспользоваться и опытом предыдущих поколений.



Всем перечисленным требованиям отвечают такие популярные приемы работы с текстом, как:

¾ составление простого и сложного плана изучаемой книги или статьи;

¾ подчеркивания и выписки из изучаемого издания, которые многократно можно использовать в различных целях, но обязательно со ссылкой на источник (ведь мы же уважаем закон об авторском праве!);

¾ представление изучаемого текста в форме тезисов;

¾ составление конспекта.

План - это своеобразный маршрутный лист, краткий путеводитель по содержанию всей книги или той части изучаемого издания, которая для вас представляет интерес в связи с конкретной задачей. Составление плана, особенно сложного, - это эффективный способ свертывания информации.

Очень помогают в освоении материала выписки и подчеркивания. Подчеркивание или выделение важных для вас мест в тексте (в том числе, с помощью цветных маркеров) возможно, конечно, только в собственных изданиях. Работая с библиотечными книгами и журналами, делаем только выписки. Что полезно выписывать? Даты, имена, цифры, выводы, иногда ход доказательств. Умение отбирать материал для выписок - важное подспорье в работе. Лучше не дословно переписывать текст, а стараться изложить его своими словами. Цифры, например, полезно свести в таблицы, диаграммы. То есть одновременно вы занимаетесь аналитико-синтетической переработкой информации. Очень важно правильно оформить запись: обозначить тему, описать источник, оставить свободное место для каких-то позднейших помет.

Дословно выписываем важные выводы, парадоксальные высказывания, афористично выраженные мысли. Такие выписки будем использовать в прямом цитировании, точно указывая источник вплоть до страницы. Вообще цитирование - сложное искусство. Назначение цитаты - подкрепление своей мысли ссылкой на авторитет. Но чтобы такая ссылка была убедительной, нужно очень бережно относиться к чужому тексту. Не вырывать случайные полуфразы, а цитировать законченным отрывком, содержащим в идеале и тезис, и аргумент (т.е. утверждение и доказательство). Учитывать, в каком контексте употребил цитируемый автор то или иное выражение. Например, реплику, произнесенную в пылу полемики даже очень уважаемым автором, неэтично цитировать в качестве основательного аргумента или характеристики его позиции. И, конечно, повторяем, необходимо грамотно оформлять приводимую цитату.

Тезисы - это основные положения, утверждения, суть читаемого в кратких формулировках. Различают простые тезисы, содержащие исключительно утверждения, и сложные. В сложных тезисах приводятся и доказательства, квинтэссенция (главное, основное) рассуждений.

Конспект представляет собой краткое последовательное изложение содержания книги, статьи или лекции, синтезирующее многие виды записей: пометки, выписки, цитаты, план, тезисы. Конспектируют обычно при повторном просмотре после основного ознакомительного чтения. Это важно! Существенным элементом конспекта являются аргументы, пояснения, примеры. Конспекты бывают разных форм. Например, плановые (или план-конспекты), текстуальные (составляются из цитат с логическими связками - переходами), свободные (являются сочетанием выписок, цитат, иногда и тезисов). Выделяют также тематические конспекты, которые могут представлять собой обзор точек зрения по определенной теме. Тематические конспекты, как правило, составляются по нескольким источникам. Жестких правил составления конспектов нет. Но опыт подсказывает некоторые «хитрости». Так, удобно оставлять широкие поля, которые при последующей работе заполняются либо собственными замечаниями оценочного характера, либо ссылками на другие материалы, либо рассуждениями, примерами, ассоциациями. Эффективным бывает применение графических и цветовых выделений.

О способах аналитико-синтетической переработки информации

В числе методов аналитико-синтетической переработки рассмотрим некоторые операции формализованного свертывания информации. Среди них: библиографическое описание публикации, выделение ключевых слов, аннотирование, реферирование.

Библиографическое описание - это визитная карточка издания, точнее, его «удостоверение личности», паспорт. В установленной форме библиографического описания важна каждая буква, точка, запятая. С этой самой лаконичной формой представления печатных источников каждый из нас сталкивается очень часто. Просматривая списки рекомендуемой литературы (например, в учебнике), списки книжных новинок, каталожные карточки в библиотеке, записи из электронного или печатного каталога, вы не видите ярких обложек. Перед вами только библиографическая запись. Но она говорит о многом. Это как подробная анкета. И очень важно уметь ее считывать, извлекать из нее всю заложенную информацию. Из библиографического описания можно узнать название и жанр, имена авторов, художников, редакторов, переводчиков. Очень существенны такие сведения, как время и место (издательство) выпуска книги. Для статьи - название журнала и время публикации. По количеству страниц вы сразу можете оценить солидность издания, предположить, насколько детально раскрывается тема. Составляя списки использованной литературы в собственных работах, необходимо также следовать принятым правилам описания книг и статей

В работе с печатными источниками и при подборе литературы, и на этапе освоения особое значение сейчас приобрело умение свернуть информацию (искомую или освоенную) до главных, ключевых слов. Например, при подборе литературы по нужной теме в электронном каталоге или в БД «Российская государственная библиография», необходимо ввести запрос в виде формулировки предметной рубрики или ключевых слов. Научиться точно выразить содержание прочитанного материала в ключевых словах - значит пройти тест на понимание и усвоение его.

Для закрепления основного содержания прочитанной книги полезно уметь составить аннотацию. Это тоже способ представить информацию о данной публикации в свернутом виде, заготовить ее впрок, сделать некий «маринад» для новогоднего стола. Пройдет время, что-то позабудется, даже если книга произвела на вас очень сильное впечатление. Поэтому включите в аннотацию, кроме краткой характеристики основных идей, информацию об авторе, о стиле изложения, о характере доказательств. Если Вы продолжите заниматься сходными проблемами, такого рода «запасы» Вам очень пригодятся.

Составление реферата какого-то источника или документа (в широком смысле) подразумевает краткое, точное изложение его содержания, включающее основные фактические сведения и выводы. Реферат может быть составлен на основе двух и более исходных документов.

Постоянное соотнесение задачи действия и способа его совершения - важнейший принцип интеллектуального труда. Можно сформулировать закон притяжения новой информации. В розыске или «отлавливании» нужных сведений наблюдаются следующие закономерности:

¾ При увеличении объема накопленной нами информации у нас появляется способность обнаруживать все больше новой, тематически, идеологически или логически связанной с предыдущей. Информация как бы притягивает информацию.

¾ «Воссоединение» новой и прежней информации при аналитико-синтетической переработке дает в результате не «сумму», не результат арифметического сложения, а то, что можно условно назвать «произведением». Это часто информация нового качественного уровня.

¾ Самым продуктивным освоение информации бывает при поиске ответа на конкретный возникший или вызревший у Вас вопрос. Задавайте больше вопросов, в частности, себе. Жить будет интереснее.

Задание 3. Составьте список литературы по определенной теме педагогического исследования, используя различные электронные ресурсы (в том числе журнал «Эйдос», издательский дом «Первое сентября», электронные педагогические библиотеки, Образовательный портал Омска и др.)

Цель:уметь работать с различными информационными базами электронных педагогических библиотек, образовательных порталов, периодических педагогических изданий, образовательных учреждений; уметь составить список литературы по интересующей вас педагогической проблеме.

Рекомендации по выполнению задания: составление аннотированного списка литературы начните с обращения к поисковым системам. Для определения предполагаемой темы изучите актуальную педагогическую информацию, представленную на предложенных интернет-сайтах (см. информационный материал). Включите в список не менее десяти наименований разнообразных источников педагогической информации.

Требования к отчету по данному заданию:

Список литературы по выбранной теме в виде таблицы (не менее 10 источников).

.

Название и адрес сайта Автор и название книги (статьи) Краткая аннотация
       

Критерии оценки задания:

-содержательное соответствие литературы выбранной теме;

-разнообразие типов использованных источников педагогической информации;

-достаточное количество источников (не менее десяти);

-соответствие правилам составления библиографического списка;

-оформление работы.





Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 964; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 11307 - | 7589 - или читать все...

Читайте также:

  1. А Славяне же никогда не работали, они не работают и не будут работать, потому что работа – удел рабов. Славяне всегда трудились. Они вкладывали Душу в плоды своего труда.
  2. Активная системная ККМ - это кассовая машина, имеющая возможность работать в компьютерно - кассовой системе, управляя при этом работой системы.
  3. Вас облагают налогами даже после того, как вы перестаете работать
  4. Все граждане свободны искать работу в каждой стране-члене Европейского Союза, работать, основать предприятие или осуществлять выполнение услуг.
  5. Выбирайте ту нишу специализации, в которой вы будете работать с удовольствием и сможете стать лучшим
  6. Директор Forex-компании: банки сохраняют деньги, а Forex помогает заработать
  7. Если вы умеете работать с разными людьми, то можете стать таким богатым, что вам и не снилось
  8. ЕЭК должна разработать механизм по возможному введению «параллельного» импорта в ЕАЭС / CENTRAL ASIA MONITOR / 04.09
  9. Задание 2 Используя условный оператор, разработать алгоритм для вычисления выражения
  10. КАК ДОЛЖНА РАБОТАТЬ СОБАКА
  11. Как заработать в интернете?


 

34.204.178.160 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.