Коммуникационная функция маркетинга персонала нацелена на установление и реализацию путей удовлетворения потребности предприятия в персонале, а также, формирование позитивного имиджа организации (преимуществ организации как работодателя).
Объектами коммуникационной функции являются:
- сотрудники организации, которые представляют организацию и служат носителями ее имиджа;
- внешний рынок труда как источник потенциальных кандидатов на наем;
- открытость системы управления (общественность) как основного фактора влияния на формирование суждений об организации.
Для осуществления коммуникационной функции маркетинга персонала предлагается четыре вида мероприятий: сегментирование, внутренние связи, рекламно-презентационные мероприятия, связи с общественностью.
Предпосылкой эффективного выполнения коммуникационной функции является сегментирование рынка труда.
Сегментирование рынка труда представляет собой процесс разделения спроса на персонал и его предложения на отдельные элементы, отличающиеся сходной реакцией на определенный мотив занятости. Эти элементы представляют собой целевые группы, на которые ориентируется работодатель в своих взаимоотношениях с рынком труда. Образуемые целевые группы должны быть по возможности однородны по своему внутреннему содержанию, но разнородны по внешнему составу (табл. 5).
Таблица 5 - Выделение целевых групп на рынке труда (фрагмент)
Критерий сегментирования | Содержание параметров |
Географический | Регион, административное деление, численность |
Демографический | Возраст, пол, семейное положение, национальный состав |
Экономический | Уровень образования, занятость по возрасту, по профессиональной принадлежности, по отраслевой структуре, уровень доходов, трудовой стаж |
Психографический | Личностные качества, тип личности, жизненные потребности |
Поведенческий | Карьерные ориентации, мотивационные установки, степень заинтересованности в работе |
Приведенные в таблице 5 сегменты, имеют отношение как к внешнему, так и к внутреннему рынку труда.
Комбинирование нескольких целевых групп по одному или нескольким критериям сегментирования может обеспечить повышение внутренней однородности целевых групп.
Эффективное сегментирование позволяет более четко определить основной предмет взаимоотношений работодателя с рынком труда — установление и практическое использование источников и путей покрытия потребности в персонале.
Внутренние связи, относятся к заботам о внутриорганизационных отношениях. Цель мероприятий по формированию внутренних связей состоит в содействии позитивного восприятия работниками своего рабочего окружения, в уважении и возможности саморазвития работника. В таблице рассмотрены мероприятия по формированию внутренних связей организации.
Таблица 6 - Мероприятия по формированию внутренних связей