Практические занятия (семинары)

Модуль Наименование раздела Тематика практических (семинарских)занятий
  Методологические основы в современном научном познании 1..На основе изучения различных словарей и эн­циклопедий найдите 5-7 трактовок термина «наука». Проанализируйте их с целью определения контекста рассмотрения, т. е. подхода к пони­манию термина «наука». Обоснуйте свои выводы. 2..Дайте краткую характеристику разработанных в науке теоретических концепций решения проблемы, связанной с тематикой вашего исследования. Проанализируйте основные положения этих концепций с точки зрения целесообразности их использования в качестве теоретических основ вашего исследования. Заполните таблицу.  
Теоретиче­ская концепция Автор (авторы), источник Краткая характеристика концепции Обоснование целесообразности использования в качестве теоретических основ исследования
       

3.На основе изучения литературы по методоло­гии науки, философии науки и науковедению дайте характеристику современного этапа научно­го познания. Согласны ли вы с позицией В. П. Кохановского, что степень новизны этого эта­па позволяет говорить о смене познавательных парадигм? Обоснуйте свою позицию.

4.На основе изучения источников по методоло­гии педагогики вычлените конкретные методоло­гические подходы, представляющие каждый из уровней методологии:

Уровень методологического подхода Подходы, представляющие уровень
   

5.Проиллюстрируйте конкретными примерами тезис о том, что в настоящее время в социогуманитарных областях научного знания наблюдается непрерывный процесс расширения перечня методологических подходов.

6.Восполните «пробел» в характеристике методологических подходов, представленных в книге Сластенина В.А., Исаева И.Ф. и предложите примеры педагогических проблем, для решения которых целесообразен выбор того или иного методологического подхода (системного, деятельностного, личностно-ориентированного, философско-антропологического, синергетического).

7..Приведите примеры диссертационных исследований по педагогическим наукам, одним из методологических оснований которых является культурологический подход.

8.На основе анализа других учебников по педа­гогике продолжите заполнение таблицы.

Выходные данные учебника Перечень методологических подходов педагогики
  Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шия-нов Е. Н. Общая педагогика. М., 2008. целостный личностный деятельностный полисубъектный культурологический этнопедагогический антропологический.
  Ситаров В. А. Дидактика: Учебное по­собие для студ. высш. пед. учеб. заве­дений / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2008.   аксиологический целостный гуманистический культурологический
  Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педаго­гических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. М., 2005. целостный личностно-деятельностный полисубъектный (диалого­вый) культурологический антропологический акмеологический
  Коджаспирова Г. М. Педагогика в схе­мах, таблицах и опорных конспектах. М., 2006. антропологический этнический личностный деятельностный культурологический системный информационный
Седова Л. Н., Штых И. В. Теория обуче­ния. Пособие для сдачи экзаменов. М., 2006. аксиологический гуманистический культурологический диалогический индивидуально-личностный личностно-деятельностный
    Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко и др. М., 2006. системный деятельностный диалогический культурологический этнопедагогический антропологический

9.Найдите в научной литературе и интернет-ре­сурсах исследования, методологическую основу ко­торых составляет культурологический подход. Дайте краткую характеристику варианта реали­зации культурологического подхода в этих иссле­дованиях

  Область социогума-гумарного знания     Автор, источник   Тема исследования   Характеристика варианта реализации культурологического подхода  
-------        
       

10.Попробуйте сформулировать научные проблемы, решение которых может быть получено на основе реализации охарактеризованной модели.

11. [ Продумайте логику лекции по теме «Педагогика как область культуры. Объект, предмет, задачи педагогики» на основе использования описанной модели (схема 2). В рамках каких еще учебных тем по педагогическим дисциплинам мо­жет быть использована эта модель? Каким об­разом?

12.Выберите наиболее интересную на ваш взгляд типологию педагогических парадигм (Е. А. Ямбурга, И. А. Колесниковой, О. Г. Прикота или др.). Обоснуйте свой выбор. Обозначьте исторические эпохи, в рамках которых будет преобладать или проявляться тот или иной тип парадигмы.

Тип педагогической парадигмы Период в истории культуры Обоснование
     

13.Охарактеризуйте важнейшие, на ваш взгляд, черты, которые должны быть свойственны современной отечественной педагогической парадигме.

14.Проанализируйте с позиции требования культуросообразности основные направления страте­гии модернизации общего высшего образования.

   
  Модернизация современного университетского образования Составьте аннотированный перечень статей по теории пост­индустриального и информационного общества, проблемам эко­номики знаний. 1. Составьте список дискуссионных вопросов, которые воз­никли у вас при изучении представленного материала. Пред­ставьте их на занятии и оцените степень их дискуссионности. 2. Составьте тезаурус основных понятий, которые для вас стали новыми в рассмотренном материале. Найдите толкование этих понятий, используя различные словари, справочники и эн­циклопедии, а также информационные ресурсы Интернета. 3. Подберите аргументы, опровергающие или поддержи­вающие следующее высказывание академика В. Л. Макарова: «...вопрос о том, является ли экономика знаний новой эрой обще­ственного развития, пришедшей на смену аграрной и индустри­альной эпохам, является дискуссионным. Ряд экспертов счита­ет, что экономика знаний существенно отличается от экономики индустриального типа, когда накопление богатства было связано с материальными активами. По мнению других, это всего лишь следующая фаза индустриальной эпохи, благосостояние по-преж­нему определяется производственными процессами, а нематери­альные активы повышают конкурентоспособность, не более»[1]. Запишите ваши аргументы в таблицу. Представьте их для обсуж­дения на практическом занятии.    
Аргументы «За» Аргументы «Против»
     

5.Выберите из разных информационных источников опре­деления знаний. Проиллюстрируйте эти определения конкрет­ными примерами. Подготовьте электронную презентацию своего сообщения.

6.Составьте схему (модель, структуру) классификации зна­ний. Представьте вашу работу на практическом занятии.

Подберите примеры, иллюстрирующие понятия: данные, информация, знания, мудрость. Постарайтесь использовать как можно больше информационных источников (словари, энцикло­педии, Интернет, художественную литературу, газеты, телеви­зионные программы, собственный опыт и т. д.). Обсудите на за­нятии в студенческой группе трудности, с которыми вы при этом встретились. С чем они, по вашему мнению, связаны? Восполь­зуйтесь приведенной ниже таблицей

Понятия   Примеры Информационный источник
Данные      
Информация      
Знания      
Мудрость      

Сформулируйте наиболее актуальные педагогические про­блемы, обусловленные особенностями современного общества знаний. Составьте возможный план решения (проект решения) какой-либо проблемы. Проведите в студенческой группе взаимо­экспертизу подготовленных планов или проектов.

7.Проведите в группе на занятии «Игру в карты». Суть игры в следующем: после изучения теоретического материала каждый участник занятия записывает на карточке (заранее подготовлен­ном чистом листе бумаги небольшого формата) вопрос, который позволит глубже понять материал, акцентирует внимание на на­иболее важных аспектах темы, спровоцирует дискуссию и т. п. Записанные на карточках вопросы собирает преподаватель или тьютор. «Колода карт» перемешивается, и каждый участник занятия вытягивает один вопрос, на который отвечает. Все при­сутствующие могут дополнять ответ и высказывать свое мнение.

8.Подготовьте в группе дискуссию на тему «Почему эконо­мисты называют информацию и знания "общественным бла­гом"»?

9.Представьте наглядно связь информации и знаний. Для этого можно использовать прием «дерево терминов» (описание приема в приложении).

10.Составьте методические подсказки первокурснику о пра­вилах пользования систематическим или алфавитным каталогом Фундаментальной библиотеки имени императрицы Марии Федо­ровны, а также электронным каталогом медиазала. Сравните алгоритм работы с этой информацией и данными.

11. Обсудите в группе вопрос о том, какие знания и информа­ция должны стать объектом управления в образовательном уч­реждении (университете).

12.Разработайте перечень вопросов для проведения дискус­сии по персонализации знаний. Персонализация (personalisa­tion) - подход, ориентированный в большей степени на сохране­ние неформальных знаний. Для этих целей обычно формируются сообщества, в которых происходит обмен знаниями; выявляются эксперты по отдельным направлениям, создаются условия для обмена знаниями. При использовании этого подхода могут при­меняться некоторые технологические решения, например дис­куссии и форумы. Проведите такую дискуссию на практическом занятии. Составьте критерии оценки достижения целей дискус­сии с точки зрения управления знаниями.

13.Составьте «карту знаний», необходимых вам для подготов­ки теоретической главы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Воспользуйтесь предлагаемой при­мерной схемой такой карты или разработайте свою модель.

Структура технологической карты знаний Содержание компонента Конкретные данные или замечания
Проблема исследования      
Основные понятия      
Основные информацион­ные источники      
Название статей, моно­графий и т. п.      
Авторы используемых концепций и подходов      
Примечания      

14.Какими персональными (личными) знаниями в области конкретного предмета (его содержания, практических умений или навыков), а также другими знаниями в профессиональной области вы готовы поделиться с однокурсниками? Как можно ор­ганизовать такой обмен знаниями и опытом? Какие педагогиче­ские методы и приемы можно при этом использовать? На какие результаты мы можем рассчитывать? Какие риски могут подсте­регать участников такого процесса?

15.Обсудите в студенческой группе дискуссионный вопрос: Чтобы заполучить знания персонала, компания может действо­вать двумя путями. Первый - поощрять своих сотрудников, вто­рой - объявлять информацию и знания, которые они приобрета­ют в процессе работы, своей собственностью. Какой путь, на ваш взгляд, предпочтительнее? Обоснуйте ответ с педагогической точки зрения.

16.Выявите основные потоки знаний в университете (на уровне факультета или вашей образовательной программы), которыми необходимо управлять. Какое значение для создания системы управления знаниями может иметь Сеть (Интернет или интранет)?

17.По мнению ученых, в ближайшее время именно управле­ние знаниями станет ключевой технологией, определяющей па­радигму менеджмента. Подберите аргументы «за» и «против» та­кой позиции. Какие концептуальные педагогические идеи могут быть использованы при этом?

18.Сформируйте «корпоративную память» вашей студенчес­кой группы по какой-либо дисциплине основной образовательной программы, которую вы осваиваете. Это может быть, например, общий электронный почтовый ящик; продумайте, как он может быть устроен, как обеспечить сбор, хранение и извлечение ин­формации и знаний, в нем находящихся?

   
  Система менеджмента качества 1. Сформулируйте, с точки зрения потребителя образова­тельных услуг, требования к содержанию, организации образова­тельного процесса в образовательном учреждении (университет, школа и др.). Постарайтесь эти требования обосновать, учитывая контекст конкретной семьи, школы, вуза, региона и т. п. 2. Рассмотрите представленные в тексте параграфа планы совершенствования качества (Э. У. Деминга, Д. М. Джурана, Ф. Б. Кросби). Что в них общего? Чем они отличаются? Какие по­ложения наиболее важны, на ваш взгляд, применительно к обра­зовательному учреждению, в том числе университету? 3. Разработайте анкету (или перечень вопросов) для разных категорий потребителей образовательных услуг образовательно­го учреждения (университета, школы, учреждения дополнитель­ного образования и т. п.) по изучению спроса на его образователь­ные услуги. Проведите мини-исследование по изучению спроса на образовательные услуги. Продумайте и сформулируйте пути со­вершенствования образовательных услуг и реализации спроса на них. Проведите на практическом занятии деловую игру по об­суждению данной проблемы в университете. 4.Сравните опыт оценки качества в представленных моделях управления качеством. Что общего в них и в чем различие? Мож­но ли адаптировать эти модели к образовательному учреждению? Поясните свое мнение. 5.Что вам показалось интересным в представленных моде­лях управления качеством? Можно ли на их основе разработать модель для предприятий и организаций в современной России? 6.Проведите микроисследование структур управления ка­чеством образования в вашем университете. Возьмите интервью у руководителя центра мониторинга и качества образования, де­кана вашего факультета, директора магистерской программы и т. п. Попытайтесь построить модель управления качеством об­разовательного процесса в вузе. Какие элементы из представлен­ных в разделе моделей вы бы использовали? Объясните, почему именно эти? Защитите проект своей модели управления качест­вом образования на практическом занятии. Выделите наиболее удачные модели, представленные вашими однокурсниками, со­поставьте их с японскими, европейскими или советскими моде­лями управления качеством. 7.Прокомментируйте высказывание Армана Фейгенбаума: «Качество управляет производительностью, которая, в свою оче­редь, управляет уровнем жизни». Как оно может быть отнесено к сфере образовательных услуг? 8.Разработайте возможную процедуру самооценки (самоэкс­пертизы) образовательного учреждения (например, школы), учи­тывая представленные в материале механизмы и мероприятия. 9.Подготовьте и проведите заседание «Кружка контроля качества», на нем познакомьте однокурсников с любыми из семи основных методов, или инструментов, контроля качества, использование которых возможно в системе образования. К ним относятся следующие статистические методы: контрольный листок, гистограмма, диаграмма разброса, диаграмма Парето, стратификация (расслоение), диаграмма Исикавы (причинно- следственная диаграмма) и контрольная карта. При выполнении задания воспользуйтесь самостоятельно подобранной литерату- рой и материалами Интернета.
   
  Эффективные стратегии взаимодействия с потребителями на рынке сервисных услуг 1. Выберите в доступных интернет-ресурсах актуальную, на ваш взгляд, программу подготовки специалиста в сфере обра­зования. Разработайте на основе данного примера свой вариант модульной программы обучения взрослых. Обоснуйте выбор те­матики, структуры и примерного содержания учебных модулей программы. С какими другими программами может быть связа­на разработанная вами программа? Подготовьте ее презентацию и представьте на практическом занятии. 2. Составьте глоссарий основных терминов данного раздела пособия. С какими понятиями вы встретились впервые? Подбери­те литературу на электронных ресурсах доступа, которая может быть полезна для самостоятельного изучения данного раздела. 3. Проанализируйте разработанные вашими коллегами и од­нокурсниками модульные программы обучения взрослых в сис­теме повышения квалификации, в том числе внутрифирменного обучения, с помощью таблицы «Светофор оценки»7.   Светофор оценки
№ п/п Разделы программы Балл оценки
  Место, дата, длительность мероприятия    
  Развернутый план курса обучения    
  Наглядные и раздаточные материалы  
  Наличие описания исходной ситуации и анализа проблемы  
  Цели обучения  
  Задачи курса обучения  
  Планируемые результаты обучения  
  Участники - характеристика целевой группы  
  Используемые формы и методы работы на занятиях  
  Методы получения обратной связи  

Примечание. Средний балл:

1 - красный сигнал «СТОП!» — программа требует сущест­венной доработки.

2 — желтый сигнал «ОСТОРОЖНО!» — программа нуждает­ся в доработке.

3 - зеленый сигнал «ВПЕРЕД!» — успеха в реализации про­граммы!

Критерии оценки разделов программы:

0 - описание отсутствует,

1 - раздел описан формально,

2 - описание недостаточно точно и полно,

3 - описание позволяет в полной мере оценить программу

4. На основании материалов Центра дополнительного профессионального образования о модулях иннова­ционной образовательной программы и материалов о кредитно-рейтинговой системе оценки определите основные ее характеристики, особенности и преимущества использования в современном об­разовательном пространстве вуза. Сформулируйте ее отличия от балльной оценки.

5.Подготовьте выступление или эссе о портфолио как эле­менте учета и оценки результатов учебной деятельности студен­тов. Продумайте, какие цели, функции и задачи будет решать портфолио студента (или магистранта), из каких частей будет состоять портфолио, каким образом будет происходить процесс оценки портфолио, как будет происходить его обсуждение?

6.Составьте аннотированный каталог научной и методиче­ской литературы по проблемам оценки качества образователь­ного процесса в вузе и школе, особое внимание уделите ресурсам доступа к интернет-сайтам, в том числе полнотекстовым и рефе­ративным базам данных библиотек, компаний, издательств сло­варям-справочникам и т. д.

7.Составьте предполагаемое штатное расписание руково­дящих сотрудников компании, которая является «обучающейся организацией» и строит работу на принципах управления знани­ями.

8.Разработайте должностную инструкцию директора по управлению знаниями в организации. Проведите в группе взаи­моэкспертизу этих инструкций. Подготовьте «каверзные» вопро­сы для обсуждения на занятии.

9.Подготовьтесь к групповой дискуссии по проблеме фор­мирования команд и их роли в процессе управления знаниями в организации. Проведите такую дискуссию с применением техно­логии модерации.

10.Рассмотрите функции и роли лидера в команде в процессе управления знаниями. Воспользуйтесь приемами групповой ра­боты технологии модерации. Подготовьте эссе «Лидер и управле­ние знаниями».

   
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: