Модуль | Наименование раздела | Тематика практических (семинарских)занятий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методологические основы в современном научном познании | 1..На основе изучения различных словарей и энциклопедий найдите 5-7 трактовок термина «наука». Проанализируйте их с целью определения контекста рассмотрения, т. е. подхода к пониманию термина «наука». Обоснуйте свои выводы.
2..Дайте краткую характеристику разработанных в науке теоретических концепций решения проблемы, связанной с тематикой вашего исследования. Проанализируйте основные положения этих концепций с точки зрения целесообразности их использования в качестве теоретических основ вашего исследования. Заполните таблицу.
3.На основе изучения литературы по методологии науки, философии науки и науковедению дайте характеристику современного этапа научного познания. Согласны ли вы с позицией В. П. Кохановского, что степень новизны этого этапа позволяет говорить о смене познавательных парадигм? Обоснуйте свою позицию.
4.На основе изучения источников по методологии педагогики вычлените конкретные методологические подходы, представляющие каждый из уровней методологии:
5.Проиллюстрируйте конкретными примерами тезис о том, что в настоящее время в социогуманитарных областях научного знания наблюдается непрерывный процесс расширения перечня методологических подходов. 6.Восполните «пробел» в характеристике методологических подходов, представленных в книге Сластенина В.А., Исаева И.Ф. и предложите примеры педагогических проблем, для решения которых целесообразен выбор того или иного методологического подхода (системного, деятельностного, личностно-ориентированного, философско-антропологического, синергетического). 7..Приведите примеры диссертационных исследований по педагогическим наукам, одним из методологических оснований которых является культурологический подход. 8.На основе анализа других учебников по педагогике продолжите заполнение таблицы.
9.Найдите в научной литературе и интернет-ресурсах исследования, методологическую основу которых составляет культурологический подход. Дайте краткую характеристику варианта реализации культурологического подхода в этих исследованиях
10.Попробуйте сформулировать научные проблемы, решение которых может быть получено на основе реализации охарактеризованной модели. 11. [ Продумайте логику лекции по теме «Педагогика как область культуры. Объект, предмет, задачи педагогики» на основе использования описанной модели (схема 2). В рамках каких еще учебных тем по педагогическим дисциплинам может быть использована эта модель? Каким образом? 12.Выберите наиболее интересную на ваш взгляд типологию педагогических парадигм (Е. А. Ямбурга, И. А. Колесниковой, О. Г. Прикота или др.). Обоснуйте свой выбор. Обозначьте исторические эпохи, в рамках которых будет преобладать или проявляться тот или иной тип парадигмы.
13.Охарактеризуйте важнейшие, на ваш взгляд, черты, которые должны быть свойственны современной отечественной педагогической парадигме. 14.Проанализируйте с позиции требования культуросообразности основные направления стратегии модернизации общего высшего образования. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модернизация современного университетского образования | Составьте аннотированный перечень статей по теории постиндустриального и информационного общества, проблемам экономики знаний.
1. Составьте список дискуссионных вопросов, которые возникли у вас при изучении представленного материала. Представьте их на занятии и оцените степень их дискуссионности.
2. Составьте тезаурус основных понятий, которые для вас стали новыми в рассмотренном материале. Найдите толкование этих понятий, используя различные словари, справочники и энциклопедии, а также информационные ресурсы Интернета.
3. Подберите аргументы, опровергающие или поддерживающие следующее высказывание академика В. Л. Макарова: «...вопрос о том, является ли экономика знаний новой эрой общественного развития, пришедшей на смену аграрной и индустриальной эпохам, является дискуссионным. Ряд экспертов считает, что экономика знаний существенно отличается от экономики индустриального типа, когда накопление богатства было связано с материальными активами. По мнению других, это всего лишь следующая фаза индустриальной эпохи, благосостояние по-прежнему определяется производственными процессами, а нематериальные активы повышают конкурентоспособность, не более»[1]. Запишите ваши аргументы в таблицу. Представьте их для обсуждения на практическом занятии.
5.Выберите из разных информационных источников определения знаний. Проиллюстрируйте эти определения конкретными примерами. Подготовьте электронную презентацию своего сообщения.
6.Составьте схему (модель, структуру) классификации знаний. Представьте вашу работу на практическом занятии. Подберите примеры, иллюстрирующие понятия: данные, информация, знания, мудрость. Постарайтесь использовать как можно больше информационных источников (словари, энциклопедии, Интернет, художественную литературу, газеты, телевизионные программы, собственный опыт и т. д.). Обсудите на занятии в студенческой группе трудности, с которыми вы при этом встретились. С чем они, по вашему мнению, связаны? Воспользуйтесь приведенной ниже таблицей
Сформулируйте наиболее актуальные педагогические проблемы, обусловленные особенностями современного общества знаний. Составьте возможный план решения (проект решения) какой-либо проблемы. Проведите в студенческой группе взаимоэкспертизу подготовленных планов или проектов. 7.Проведите в группе на занятии «Игру в карты». Суть игры в следующем: после изучения теоретического материала каждый участник занятия записывает на карточке (заранее подготовленном чистом листе бумаги небольшого формата) вопрос, который позволит глубже понять материал, акцентирует внимание на наиболее важных аспектах темы, спровоцирует дискуссию и т. п. Записанные на карточках вопросы собирает преподаватель или тьютор. «Колода карт» перемешивается, и каждый участник занятия вытягивает один вопрос, на который отвечает. Все присутствующие могут дополнять ответ и высказывать свое мнение.
8.Подготовьте в группе дискуссию на тему «Почему экономисты называют информацию и знания "общественным благом"»? 9.Представьте наглядно связь информации и знаний. Для этого можно использовать прием «дерево терминов» (описание приема в приложении). 10.Составьте методические подсказки первокурснику о правилах пользования систематическим или алфавитным каталогом Фундаментальной библиотеки имени императрицы Марии Федоровны, а также электронным каталогом медиазала. Сравните алгоритм работы с этой информацией и данными. 11. Обсудите в группе вопрос о том, какие знания и информация должны стать объектом управления в образовательном учреждении (университете). 12.Разработайте перечень вопросов для проведения дискуссии по персонализации знаний. Персонализация (personalisation) - подход, ориентированный в большей степени на сохранение неформальных знаний. Для этих целей обычно формируются сообщества, в которых происходит обмен знаниями; выявляются эксперты по отдельным направлениям, создаются условия для обмена знаниями. При использовании этого подхода могут применяться некоторые технологические решения, например дискуссии и форумы. Проведите такую дискуссию на практическом занятии. Составьте критерии оценки достижения целей дискуссии с точки зрения управления знаниями. 13.Составьте «карту знаний», необходимых вам для подготовки теоретической главы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Воспользуйтесь предлагаемой примерной схемой такой карты или разработайте свою модель.
14.Какими персональными (личными) знаниями в области конкретного предмета (его содержания, практических умений или навыков), а также другими знаниями в профессиональной области вы готовы поделиться с однокурсниками? Как можно организовать такой обмен знаниями и опытом? Какие педагогические методы и приемы можно при этом использовать? На какие результаты мы можем рассчитывать? Какие риски могут подстерегать участников такого процесса? 15.Обсудите в студенческой группе дискуссионный вопрос: Чтобы заполучить знания персонала, компания может действовать двумя путями. Первый - поощрять своих сотрудников, второй - объявлять информацию и знания, которые они приобретают в процессе работы, своей собственностью. Какой путь, на ваш взгляд, предпочтительнее? Обоснуйте ответ с педагогической точки зрения. 16.Выявите основные потоки знаний в университете (на уровне факультета или вашей образовательной программы), которыми необходимо управлять. Какое значение для создания системы управления знаниями может иметь Сеть (Интернет или интранет)? 17.По мнению ученых, в ближайшее время именно управление знаниями станет ключевой технологией, определяющей парадигму менеджмента. Подберите аргументы «за» и «против» такой позиции. Какие концептуальные педагогические идеи могут быть использованы при этом? 18.Сформируйте «корпоративную память» вашей студенческой группы по какой-либо дисциплине основной образовательной программы, которую вы осваиваете. Это может быть, например, общий электронный почтовый ящик; продумайте, как он может быть устроен, как обеспечить сбор, хранение и извлечение информации и знаний, в нем находящихся? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система менеджмента качества | 1. Сформулируйте, с точки зрения потребителя образовательных услуг, требования к содержанию, организации образовательного процесса в образовательном учреждении (университет, школа и др.). Постарайтесь эти требования обосновать, учитывая контекст конкретной семьи, школы, вуза, региона и т. п. 2. Рассмотрите представленные в тексте параграфа планы совершенствования качества (Э. У. Деминга, Д. М. Джурана, Ф. Б. Кросби). Что в них общего? Чем они отличаются? Какие положения наиболее важны, на ваш взгляд, применительно к образовательному учреждению, в том числе университету? 3. Разработайте анкету (или перечень вопросов) для разных категорий потребителей образовательных услуг образовательного учреждения (университета, школы, учреждения дополнительного образования и т. п.) по изучению спроса на его образовательные услуги. Проведите мини-исследование по изучению спроса на образовательные услуги. Продумайте и сформулируйте пути совершенствования образовательных услуг и реализации спроса на них. Проведите на практическом занятии деловую игру по обсуждению данной проблемы в университете. 4.Сравните опыт оценки качества в представленных моделях управления качеством. Что общего в них и в чем различие? Можно ли адаптировать эти модели к образовательному учреждению? Поясните свое мнение. 5.Что вам показалось интересным в представленных моделях управления качеством? Можно ли на их основе разработать модель для предприятий и организаций в современной России? 6.Проведите микроисследование структур управления качеством образования в вашем университете. Возьмите интервью у руководителя центра мониторинга и качества образования, декана вашего факультета, директора магистерской программы и т. п. Попытайтесь построить модель управления качеством образовательного процесса в вузе. Какие элементы из представленных в разделе моделей вы бы использовали? Объясните, почему именно эти? Защитите проект своей модели управления качеством образования на практическом занятии. Выделите наиболее удачные модели, представленные вашими однокурсниками, сопоставьте их с японскими, европейскими или советскими моделями управления качеством. 7.Прокомментируйте высказывание Армана Фейгенбаума: «Качество управляет производительностью, которая, в свою очередь, управляет уровнем жизни». Как оно может быть отнесено к сфере образовательных услуг? 8.Разработайте возможную процедуру самооценки (самоэкспертизы) образовательного учреждения (например, школы), учитывая представленные в материале механизмы и мероприятия. 9.Подготовьте и проведите заседание «Кружка контроля качества», на нем познакомьте однокурсников с любыми из семи основных методов, или инструментов, контроля качества, использование которых возможно в системе образования. К ним относятся следующие статистические методы: контрольный листок, гистограмма, диаграмма разброса, диаграмма Парето, стратификация (расслоение), диаграмма Исикавы (причинно- следственная диаграмма) и контрольная карта. При выполнении задания воспользуйтесь самостоятельно подобранной литерату- рой и материалами Интернета. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эффективные стратегии взаимодействия с потребителями на рынке сервисных услуг | 1. Выберите в доступных интернет-ресурсах актуальную, на ваш взгляд, программу подготовки специалиста в сфере образования. Разработайте на основе данного примера свой вариант модульной программы обучения взрослых. Обоснуйте выбор тематики, структуры и примерного содержания учебных модулей программы. С какими другими программами может быть связана разработанная вами программа? Подготовьте ее презентацию и представьте на практическом занятии.
2. Составьте глоссарий основных терминов данного раздела пособия. С какими понятиями вы встретились впервые? Подберите литературу на электронных ресурсах доступа, которая может быть полезна для самостоятельного изучения данного раздела.
3. Проанализируйте разработанные вашими коллегами и однокурсниками модульные программы обучения взрослых в системе повышения квалификации, в том числе внутрифирменного обучения, с помощью таблицы «Светофор оценки»7.
Светофор оценки
Примечание. Средний балл: 1 - красный сигнал «СТОП!» — программа требует существенной доработки. 2 — желтый сигнал «ОСТОРОЖНО!» — программа нуждается в доработке. 3 - зеленый сигнал «ВПЕРЕД!» — успеха в реализации программы! Критерии оценки разделов программы: 0 - описание отсутствует, 1 - раздел описан формально, 2 - описание недостаточно точно и полно, 3 - описание позволяет в полной мере оценить программу 4. На основании материалов Центра дополнительного профессионального образования о модулях инновационной образовательной программы и материалов о кредитно-рейтинговой системе оценки определите основные ее характеристики, особенности и преимущества использования в современном образовательном пространстве вуза. Сформулируйте ее отличия от балльной оценки. 5.Подготовьте выступление или эссе о портфолио как элементе учета и оценки результатов учебной деятельности студентов. Продумайте, какие цели, функции и задачи будет решать портфолио студента (или магистранта), из каких частей будет состоять портфолио, каким образом будет происходить процесс оценки портфолио, как будет происходить его обсуждение? 6.Составьте аннотированный каталог научной и методической литературы по проблемам оценки качества образовательного процесса в вузе и школе, особое внимание уделите ресурсам доступа к интернет-сайтам, в том числе полнотекстовым и реферативным базам данных библиотек, компаний, издательств словарям-справочникам и т. д. 7.Составьте предполагаемое штатное расписание руководящих сотрудников компании, которая является «обучающейся организацией» и строит работу на принципах управления знаниями. 8.Разработайте должностную инструкцию директора по управлению знаниями в организации. Проведите в группе взаимоэкспертизу этих инструкций. Подготовьте «каверзные» вопросы для обсуждения на занятии. 9.Подготовьтесь к групповой дискуссии по проблеме формирования команд и их роли в процессе управления знаниями в организации. Проведите такую дискуссию с применением технологии модерации. 10.Рассмотрите функции и роли лидера в команде в процессе управления знаниями. Воспользуйтесь приемами групповой работы технологии модерации. Подготовьте эссе «Лидер и управление знаниями». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||