Судебной деятельности

В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое значение приобретает совершенствование качества судопроизводства, расширение доступа граждан к правосудию и обеспечение гласности разбирательства дел судами путем создания и эффективного применения компьютерных технологий и информационных систем.

Информатизация судебной деятельности в России является одним из главных направлений реформирования судебной системы. и реализации целей федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 г.г., 2007-2011 г.г. и последующие годы.

Информатизацией судебной деятельности - организованный процесс создания благоприятных условий для доступа к информации, используемой в судопроизводстве, ее хранения, обработки и передачи в электронной форме на основе ресурсов и услуг судебных информационных систем в целях повышения эффективности правосудия.

Судебные информационные системы представляют собой совокупность баз данных, обеспечивающих их обработку технологий и программно-технических средств, применяемых в судебной деятельности.

В связи с наличием трех независимых ветвей судебной власти судебные информационные системы развивается по трем направлениям:

1.Информатизация Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации;

2.Информатизация системы федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также мировых судей субъектов Федерации;

3.Информатизация системы арбитражных судов Российской Федерации.

Внедрение информационных систем в судебную деятельность началось в конце 80-х гг. прошлого века. До этого времени компьютеры использовались преимущественно только в высших судах и отдельных судах областного уровня. Например, работы по использованию информационных технологий в Челябинском областном суде начались в 1988 году (155).

Несмотря на специфику информатизации судебной деятельности и трудную формализуемость процессов судопроизводства за последние годы, в России реализовано большое число проектов по оснащению судей и работников аппаратов судов средствами новых информационных технологий. Достаточно сказать, что только в федеральных судах общей юрисдикции число поставленных компьютеров по состоянию на 31 декабря 2009 года составляет 91 300 компьютеров (156). Число пользователей электронной правовой информации в судах и органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ превышает 58 000 человек. Кроме того, следует заметить, что судебные органы сами являются производителями правовой информации. Как известно, судебные акты являются официальной правовой информацией в силу ее правоприменительной природы. Масштабы «производства» судебной правовой информации впечатляют – сегодня в судебной системе общей юрисдикции насчитывается свыше 23 000 судей федеральных судов и 7 440 мировых судей (156).

Ежегодный прирост судебных информационных ресурсов исчисляется миллионами юридических дел, рассматриваемых в судах.

Например, ежегодно в Челябинской области федеральными и мировыми судьями рассматривается около 450 тысяч дел. Если считать, что в каждое судебное дело в качестве участников вовлекается минимум два лица, то в год процедура рассмотрения судебных дел затрагивает интересы каждого третьего-четвертого жителя области.

На сайте суда приводятся и другие цифры: в течение года один Челябинский областной суд рассматривает более 35 тысяч судебных дел и материалов. Количество посетителей, прибывающих на заседания в качестве сторон судебного процесса только по делам кассационной инстанции, составляет до 400 человек в день (155).

В крупных городах страны отмечается очень высокая нагрузка на одного судью. Согласно статистическим данным судебная нагрузка в 2009 году в среднем по системе арбитражных судов составила 56 дел на одного судью в месяц, по системе федеральных судов общей юрисдикции, средняя нагрузка по России – 36 дел в месяц, по областным и равным им судам – 32,6 дел в месяц, по системе мировой юстиции – более 150 дел. В Москве за 12 месяцев 2009 года средняя нагрузка на одного мирового судью составила 429 дел в месяц (156).

Эти факты свидетельствуют о масштабности и острой необходимости информатизации судебной деятельности.

В условиях постоянно растущей нагрузки на судей, жестких требований по сокращению сроков и повышению качества рассмотрения дел современные информационные системы судебной деятельности становятся жизненной необходимостью для судей. Названные системы способны обеспечить быстрый доступ для судей к законодательной базе, к обобщённым материалам судебной практики по аналогичным рассматриваемым делам и иной информации, необходимой при рассмотрении дел, особенно в новых и развивающихся областях права. Они обеспечивают высокое качество исполнения судебных документов и оперативность судебного делопроизводства. Внедрение современных технологий и информационных систем диктуется также необходимостью расширения информирования лиц, участвующих в деле, и общества о деятельности судов. Это одно из условий открытости судебного разбирательства.

Важным обстоятельством, свидетельствующим о необходимости повышения эффективности информационного обеспечения судопроизводства, является несовершенство документооборота в ряде районных судов и у мировых судей, где еще сохранилось использование традиционных технологий формирования судебных документов и средств их передачи курьером или с помощью обычной почты, что значительно увеличивает трудозатраты и сроки рассмотрения дел.

Формирование и претворение в жизнь политики информатизации судебной деятельности требует четкого определения и взаимного согласования целей, задач и комплекса мероприятий, реализующих эти задачи в информационной сфере с учетом государственной информационной политики, основных положений Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, международных обязательств, тенденций социального, научно-технического и экономического развития России в контексте тенденций совершенствования зарубежных судебных систем.

Основные концептуальные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в концепциях информатизации высших судов России (157), в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие», одобренной Советом судей Российской Федерации в апреле 2002 года (2-я редакция).

Целями информатизация судебной системы являются:

доступность всего объема информации о законодательстве Российской Федерации и судебной практике для судей и работников аппаратов судов;

полнота и достоверность информации о деятельности судов;

повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных и обеспечение объективного анализа правоприменительной практики;

повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов;

качественная информационно-аналитическая поддержка принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.

Достижение указанных целей осуществляется решением следующих задач:

1) организации разработки проектов информационных систем судебной деятельности, включающих проекты автоматизации и информатизации основных объектов судов и системы Судебного департамента и их взаимодействия с правоохранительными органами, органами государственного управления и гражданами с применением компьютерных и телекоммуникационных средств;

2)формирования необходимой нормативно-правовой базы использования судебных информационных и коммуникационных технологий, основывающейся на правовых актах прямого действия;

3) организации финансирования работ по развитию комплексов средств информатизации, поддержания их в работоспособном состоянии и эффективного использования;

4)создания организационно-штатной структуры обеспечения функционирования ГАС «Правосудие» и масштабной подготовки и переподготовки кадров по новым информационным технологиям путем модернизации форм образования в судебной системе, в частности, внедрения методов и средств дистанционного обучения.

Приоритетными направлениями создания информационных систем обеспечения судебной деятельности для всех ветвей судебной власти являются:

формирование информационных судебных ресурсов и согласование их структуры;

организация электронного документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использования электронных документов судопроизводства);

разработка и внедрение информационных технологий обеспечения и поддержки принятия управленческих и процессуальных решений в судебной системе;

организация использования средств ведения электронных записей судебных заседаний (с использованием технологий видеопротоколирования, а также видеосерверов, микшеров, усилителей и прочего оборудования, допускающего реализацию гибких программируемых интерфейсов удаленного управления перечисленным оборудованием);

обеспечение использования средств обмена открытой и конфиденциальной судебной информацией (на основе унифицированных транспортно-коммуникационных сред), включая использование средств "видеоконференцсвязи" для организации дистанционного участия сторон в судебном процессе;

обеспечение архивного хранения электронных документов по единым правилам систематизации, хранения, поиска и использования в федеральных судах, аппаратах мировых судей и системе Судебного департамента;

автоматизированный сбор и обработка судебной статистики;

контроль исполнения директивных документов.

Современные технологии призваны обеспечить закрепленный Конституцией России принцип публичности судебного разбирательства через увеличение степени транспарентности, доступности и открытости правосудия, повышение доверия к судебной системе со стороны общества. Решение указанных задач подразумевает переход к «электронному правосудию» с одновременным созданием соответствующей нормативной правовой базы.

Работы в этом направлении активно ведутся. 22 декабря 2008 г. был подписан Федеральный закон № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (158). Законом регламентируются нормы обнародования сведений о работе судебной системы: принципы, способы, формы, организация и основные требования по обеспечению доступа к информации. Доступ к информации о деятельности судов планируется осуществлять различными способами: присутствием в открытом судебном заседании, ознакомлением с электронными архивными фондами, обнародованием данных в СМИ, предоставлением информации по запросу, размещением ее в зданиях судов и, наконец, в сети Интернет. Вводится обязательность размещения всеми судами в сети Интернет информации о своей деятельности и текстов судебных актов, перечень и особенности размещения которых прописаны в законе.

Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг., утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 года № 583 предусматривает, что в рамках проблемы обеспечения открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением информатизации судов является:

формирование информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда Российской Федерации, электронного архива и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда Российской Федерации;

реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов;

развитие и внедрение в федеральных судах общей юрисдикции Государственной автоматизированной системы «Правосудие»;

создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной с Государственной автоматизированной системой «Правосудие»;

формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия арбитражных судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Реализация названной Программы должна привести к следующим результатам:

1.Создание 75 тыс. автоматизированных рабочих мест (АРМ) в судах общей юрисдикции и 14 тыс. в арбитражных судах. Создание АРМ системы электронного документооборота будет способствовать повышению эффективности работы судей и работников аппаратов судов.

2.Создание и информационное наполнение более 2500 интернет-сайтов судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, веб-сайтов всех арбитражных судов позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности (порядок работы судов, сведения о назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел и др.).

3.Внедрение технологии видеоконференцсвязи в органах судебной власти и органах исполнения наказаний Российской Федерации демонстрирует серьезное повышение эффективности использования временных, финансовых и кадровых ресурсов, а также сокращение сроков рассмотрения дел.

Применение технологий видеоконференцсвязи в Верховном Суде РФ позволило проводить кассационные и надзорные судебные процессы дистанционно с участием судей, прокуроров и адвокатов, находящихся в зале судебного процесса суда общей юрисдикции с одним или несколькими осужденными в одном или нескольких исправительных учреждениях в реальном масштабе времени.

В Верховном Суде ежедневно в среднем проводится около 40 судебных процессов в режиме видеоконференции с территориально-распределенными исправительными учреждениями страны, большинство которых находятся за тысячи километров от залов судебного заседания.

4.Проектом федерального бюджета на 2009 - 2011 годы предусмотрены средства на введение дополнительной штатной численности специалистов по информатизации в количестве 3349 единиц (159).

Определяя общие начала информатизации судебной деятельности в России, необходимо в числе приоритетных направлений выделить проблему организации взаимодействия судебных и правоохранительных органов с юридическими вузами по совместному формированию унифицированной межвузовской информационной среды для реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (160), а также программ повышения квалификации и переподготовки судей, работников следственных органов, прокуратуры и иных смежных структур. Обеспечение доступа ВУЗов к электронной судебной правовой информации, в частности, к актам судебного применения дает возможность существенно повысить эффективность учебного процесса.

Длительное время обучение информационным технологиям судопроизводства в различных юридических ВУЗах развивались автономно, что являлось следствием:

разобщенности создания смежных технологий судопроизводства в правоохранительных и судебных органах, органах прокуратуры и учреждениях Минюста России;

отсутствия координации работ по развитию технологий судопроизводства в смежных структурах;

отсутствия финансовой поддержки опережающего создания электронных образовательных ресурсов и применения передовых образовательных технологий в учебном процессе;

неразвитости технологических стандартов, обеспечивающих единые требования к разработке и применению электронных образовательных ресурсов в сфере информационных технологий и систем;

низкого уровня технологичности электронных образовательных ресурсов и их оторванности от ресурсов информационных систем, используемых в сфере судопроизводства.

Экономически эффективные подходы к информатизации образования предполагают разработку целостной концепции повышения квалификации и переподготовки судей и работников аппаратов судов, а также работников следственных органов и иных структур, участвующих в судопроизводстве.

Цели программ по информатизации образования в судебной системе нельзя рассматривать в отрыве от целей судебной реформы и целей развития информационных систем правоохранительных и судебных органов РФ, которые изменяются по мере развития и усложнения задач судопроизводства, научных и профессиональных знаний в рассматриваемой сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: