Основные понятия: личность, группа, коллектив, признаки коллектива, функции, интегративные характеристики коллектива, традиции коллектива, этапы развития коллектива (конгломерат, ассоциация, автономия, кооперация, коллектив).
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Коллектив как важнейшее из достижений общечеловеческой культуры. Взаимосвязь личности и коллектива.
2) Признаки, функции интегративные характеристики коллектива.
3)Структура и этапы развития коллектива.
4)Реализация воспитательных функций коллектива.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – семинар. Методы обучения, используемые на практическом занятии – беседа, индивидуальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебных пособий, доклады, сообщения и подготовленные презентации студентов, анализ собственного педагогического опыта, дополнение «Словаря педагогических терминов».
|
|
Литература
Основная:
1. Безрукова, В.С.Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013.
2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.
3. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2010. – 352с.: ил.
4. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.
5. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.
6. Макаренко А.С. Избр.пед.произв. В 2-х тт. – М., 1978, т.1.
7. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.
8. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.
Дополнительная:
1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.
2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005. – 240с.
3. Лихачев, Б. Т Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.
4. Методика воспитательной работы / Л.А. Байбакова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – 160с.
5. Педагогика: учебник/ Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2007.- 432 с.
6. Педагогика: теории, системы, технологии: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / [Смирнов С.А., И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.]; под ред. С.А.Смирнова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 512с.
|
|
7. Подласый И.П. педагогика: учебник/ И.П.Подласый. – 2-е изд, доп. – М.: Изд-во Юрайт – ИД Юрайт, 2011.- 574с.
8. Сластенин В.А. Педагогика: уч. пособ. для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576с.
Задания для СРС
1. Проанализируйте подходы к определению понятий «группа», «коллектив» в различных учебных пособиях и составьте таблицу, в которой будут представлены разделы: определение понятия, авторство определения и конкретный первоисточник и (учебник, учебное пособие и др.).
2. Подготовьте сообщения, доклады, презентации по темам: «Воспитание личности в коллективе и через коллектив», «Личность и коллектив, их взаимосвязь» и др. (на Ваш выбор по изучаемой теме).
3. Опишите тезисно вклад А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинского в методику развития коллектива.