Цели уроков математики подготовительного периода:
- Выявить запас математических знаний и умений у детей поступивших в школу.
- Подготовить детей к работе над первой темой программы – нумерацией чисел
в пределах 10.
Решая первую задачу, важно на этом этапе установить, умеет ли ребенок считать предметы и в каких пределах, понимает ли смысл терминов «больше», «меньше»,
«столько же» (одинаково, поровну), каков у него запас пространственных представлений
(т.е. в какой мере он владеет понятиями «слева - справа», «вверху - внизу», «впереди - позади», «перед – после - между» и др.).
Полученные сведения полезно записать в таблицу так, чтобы впоследствии учитель мог использовать их на уроках, проводя индивидуальную работу с детьми.
При подготовке ребят к изучению нумерации в пределах 10, учитель показывает разные способы получения (образования) чисел: в процессе счета, измерения, а также путем выполнения арифметических действий. В этот период важно отработать умение считать, поэтому упражнения в счете предметов включаются на каждом уровне подготовительного периода (именно счет предметов, а не так называемый «отвлеченный» счет, т.е. только название чисел в прямом и обратном порядке).
|
|
На уроках учитель рассматривает три правила счета:
- при счете нельзя пропускать предметы;
- при счете нельзя сосчитывать один и тот же предмет несколько раз;
- результат счета не зависит от порядка, в котором ведут счет.
Надо научить детей пользоваться при счете как количественными, так и порядковыми числительными.
При проведении первых уроков следует обратить внимание на следующие вопросы:
1. Выработка умений сравнивать численности множеств, упражнения
на сравнение множеств даются так, чтобы дети выполняли их не только с
с помощью счета, но и путем соотнесения элементов «один к одному», т.е. через
установление взаимно однозначного соответствия. Сравнение множеств путем
соотнесения предметов «один к одному» дает возможность уже в этот период
устанавливать не только где больше, а где меньше предметов, но и на сколько больше, на сколько меньше.
2. В подготовительный период включают упражнения на преобразование
неравночисленных множеств в равночисленные и обратно. Важно, чтобы дети поняли, что уравнивание можно выполнить по-разному: либо увеличить число
предметов там, где их меньше, либо уменьшить там, где их больше.
3. На подготовительном к изучению чисел этапе важно провести работу с некоторыми величинами (длина, масса, емкость), чтобы в процессе практических упражнений научить детей сравнивать предметы и устанавливать отношения «больше», «меньше», «одинаково».
|
|
4. В подготовительный период с помощью практических упражнений уточняются пространственные представления учащихся. Четкие пространственные представления необходимы не только для ориентировки на странице тетради, учебника, в окружающей обстановке, но и для усвоения порядковых отношений чисел в натуральной последовательности.
Следует особо остановиться на отношениях порядка: перед – после – между.
5. Как показывает практика, дети, поступающие в школу, слабо подготовлены к письму. Поэтому с первого дня занятий необходимо ежедневно включить подготовительные упражнения к письму цифр, учит детей держать ручку, выделять строку и клетку, красиво располагать записи в тетради. С этой целью полезно предлагать рисование так называемых «бордюров», т.е. узоров из точек, палочек, знаков «плюс», «минус», геометрических фигур.
6. В подготовительный период учитель знакомит детей с учебником по математике, тетрадью, дидактическим материалом, линейкой. Необходимо обеспечить этими пособиями каждого ученика и учить ими пользоваться. На этих же уроках учащиеся должны ознакомиться с основными правилами поведения в классе, относить к себе обращенные ко всему классу задания и понимать, что их надо выполнять быстро и точно.
Пронаблюдать и отразить в анализе уроков по обучению грамоте:
- по какой программе работает учитель, какими учебниками пользуется;
- интегрированный ли это курс;
- в какой последовательности идет знакомство с понятиями в подготовительный период;
- как проводится работа по развитию речи;
- каков стиль общения, как продумана система поощрения и наказания;
- какова структура уроков, может ли учитель варьировать ею;
- устанавливает ли межпредметные связи;
- как учитель активизирует деятельность детей, на каких этапах урока;
- как осуществляет дифференцированный подход (читающие дети);
- оборудован ли кабинет (разлиновка на партах, доске, наличие плаката «Сиди правильно при письме»);
- какие методы и приемы использует учитель при обучении письму;
- какие гигиенические соблюдаются при обучении грамоте;
- какая проводится индивидуальная работа с леворукими детьми.
Оформление дневника по практике
«Первые дни ребенка в школе».
1. Страница ПРАКТИКА
«Первые дни ребенка в школе».
Школа № __________________
Учитель ____________________
Методист___________________
2. Страница: Цель практики и содержание работы в период практики.
3. Страница: План и содержание линейки «Первый звонок», посвященный началу нового учебного года.
4.Страница: Содержание и анализ уроков.
Дата ___________
Урок ___________
Тема ___________
Цели: __________
Оборудование:
для учителя______________
для учеников ____________
Ход урока:
Этапы урока: | Содержание урока: | Замечания |
+ Положительные моменты урока. -Недостатки. |