Основные понятия системы образования

Система образования – это открытая, непрерывно развивающаяся система.

Ø Система образования эффективна, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нём.

Ø Система образования должна постоянно обновляться целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления, потому что ориентированна на будущее.

Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Содержание образования черпается и пополняется из:

Ø наследия культуры и науки;

Ø из жизни и практики человека.

То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Российский закон «Об образовании» гласит: «Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определённых государственных образовательных уровней – цензов».

Общей теорией образования и обучения является дидактика (от греческого «дидактикос» - обучающий).

Дидактика – это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения, теория обучения. Дидактика

· раскрывает теоретические основы организации процесса обучения;

· исследует общие закономерности принципов и методов обучения;

· даёт научное обоснование целям, отбору содержания образования, выбору форм, средствам и методам обучения;

· ведёт поиск и разработку новых принципов, стратегий, систем, технологий и методик обучения.

Основные критерии дидактики – обучение, преподавание, учение.

Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучаемых по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Под деятельностью в философии понимается специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой представляет его целесообразное изменение и преобразование. В структуре деятельности принято выделять следующие функциональные блоки:

· мотивы;

· Цели;

· программа деятельности;

· информационная основа деятельности;

· принятие решения;

· подсистема деятельностно-важных качеств.

Под информационной основой деятельности психологи понимают совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовывать деятельность для достижения цели.

Понятно, что любая деятельность, в общем случае, всегда сопровождается получением информации, её переработкой и, при необходимости, сохранением. Таким образом, обучение как разновидность человеческой деятельности является информационным процессом.

До середины ХХ в. человечество знало лишь производственные (материально-энергетические) технологии, которые стали возникать в эпоху первого промышленного переворота на базе использования паровых машин. В наше время человечество переживает научно-техническую революцию, основой которой служит электронно-вычислительная техника. На базе этой техники появляется новый вид технологий – информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), для которых исходной субстанцией и продукцией является информация.

Как производственные, так и информационные технологии возникают не спонтанно, а в результате целенаправленного активного воздействия человека на ту или иную область производства или социальной практики и преобразования её на базе машинной техники. Чем выше становится «интеллектуальный» уровень ЭВМ, так больше появляется областей их применения. А это, в свою очередь, приводит к возникновению новых видов информационных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: