Любое обучение требует определенной организационно-информационной поддержки. Составляющими дистанционного образования являются:
- Учебный центр (учебное заведение), осуществляющий необходимые функции организационной поддержки, также именуемый как провайдер дистанционного обучения;
- Информационные ресурсы – учебные курсы, справочные, методические и другие материалы;
- Средства обеспечения технологии дистанционного обучения (организационные, технические, программные и др.)
- Преподаватели-консультанты, курирущие дистанционные курсы, именуемые тьюторами;
- Обучающиеся, по-прежнему называемые студентами.
На практике их взаимоотношение сложно формализуемо. Упрощенная схема взаимодействия обучающегося с Учебным центром в рамках дистанционного курса представлена на рис. 2:
Рис. 2. Схема взаимодействия обучающегося с Учебным центром
Обычно Учебный центр включает в себя:
Ø преподавателей с дополнительным персоналом;
Ø информационные ресурсы;
Ø отдельно стоящую организационно-административную систему (своего рода «электронный деканат»).
Также для простоты можно предположить, что он включает в себя
Ø технические средства;
Ø программные средства (хотя, по сути, они касаются всех аспектов системы дистанционного обучения).
Для организации и правильного функционирования системы дистанционного образования необходимо выполнять следующие основные функции:
- поддержка учебных курсов;
- доставка учебного материала студентам;
- поддержка справочных материалов (библиотека);
- консультации;
- контроль знаний;
- организация общения студентов (коллективные формы обучения).