Задача №1.
При выслушивании сердца больного выявлено, что I тон не изменен, II тон на аорте значительно громче, чем на легочной артерии „Как называется такое изменение II тона, каковы возможные его причины?
Задача №2
Громкость I и II тона на верхушке одинакова, II тон на аорте почти не
слышен. Как называются такие изменения тонов? Чем могут быть вызваны
такие аускультативные данные?
Задача №3
При осмотре грудной клетки выявлено увеличение переднезаднего размеа, при перкуссии – коробочный звук, ослабленное везикулярное дыхание над легкими. Как изменяются тоны сердца у данного больного?
Задача №4
Больной в течение многих лет страдает ишемической болезнью сердца, дважды перенес инфаркт миокарда. Какие изменения тонов сердца характерны для таких больных, как объяснить механизм этих изменений.
Задача №5
В течение 10 лет больной страдает гипертонической болезнью. Какие
изменения тонов сердца вы найдете у данного больного?
Задача № 6
У больного страдающего митральным пороком сердца на верхушке сердца выслушивается усиленный («хлопающий «) I тон, выслушивается II тон, а также самостоятельный дополнительный тон к II тону, определяемый в фазу диастолы. Как называется этот дополнительный тон? Какое название имеет выслушиваемая мелодия, при каком митральном пороке она встречается?
Эталоны ответов к задачам
1. Усиление II тона на аорте называется акцентом II тона. Встречается при гипертонической болезни, атеросклеротическом поражении аорты.
2. Выслушиваются ослабление I тон на верхушке и II тон на: аорте.
Возможная причина: недостаточность аортального клапана или сочетание
недостаточности митрального клапана и недостаточности аортального клапанов.
3. На верхушке сердца отмечается ослабление I тона, на легочной артерии может выслушиваться акцент II тона.
4. У больного перенесшего инфаркт миокарда выслушивается ослабление тонов сердца над всемиточками. Механизм этих измененийсвязан с ослаблением мышечного компонента, а также с формированием относительной недостаточностью левого атрио- вентрикулярного клапана.
5. Может выслушиваться акцент II тона на аорте, а также усиление
I тона на верхушке.
6. Дополнительный, самостоятельный тон к II тону получил название тон открытия митрального клапана, выслушиваемая мелодия на верхушке сердца получила название трехчленного ритма «перепела»,такая мелодия выслушивается при митральном стенозе.
13. Темы УИРС:
I. Самостоятельная работа с больными.
2.Оценка результатов аускультации тонов сердца у больных с
различными вариантами сердечно-сосудистой патологии.
3.Запись полученных данных в историю болезни.
4.Решение ситуационных задач.
«Аускультация сердца. Шумы сердца»
1. Тема занятия: Аускультация сердца. Шумы сердца.
2.Форма организации учебного процесса: практическое занятие.
3. Значение темы: При аускультации сердца наряду с тонами можно выслушать звуковые явления - шумы, которые тесно связаны с фазами сердечной деятельности и обусловлены внутрисердечными (эндокардиальными) или внесердечными (кстракардиальными) причинами. Сердечные шумы от тонов сердца отличаются большей протяженностью звучания, менее четким началом и периодом затихания. Аускультация сердечных шумов наряду с тонамиимеет огромное значение в диагностике сердечных пороков и других патологических состояний, связанных с поражением сердца и в частности клапанного аппарата.
4. Цель обучения:
Научиться выслушивать, распознавать и дифференцировать шумы сердца.
5. Задачи:
Знать:
- условия и правила аускультации сердца.
- места анатомической проекции клапанов сердца на переднюю
поверхность грудной клетки и точки их выслушивания.
- последовательность аускультации сердца.
- механизм образования тонов сердца.
- условия возникновения шумов сердца (внутрисердечных, внесердечных)
- условия проведения шумов сердца
- изменения шумов сердца в зависимости от физических факторов (нагрузка, фазы дыхания, положения тела)
Уметь:
- выслушивать и распознавать систолические и диастолические шумы сердца.
- дифференцировать внутрисердечные и внесердечные шумы
- дифференцировать органические и функциональные шумы
- выявлять места наилучшего выслушивания шумов, зоны проведения, изменения шумов в зависимости от положения тела, фазы дыхания, физической нагрузки.
- интерпретировать выявленные изменения в устной и письменной форме.