Введение

Коррупция – не только предмет юридической науки, но и высокозначимый объект государственной политики. В качестве весомого доказательства этого аргумента достаточно обратиться к Положению об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. №490, где в ст.6 установлено, что Администрация при реализации возложенных на нее функций «подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по реализации государственной политики в области противодействия коррупции в органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, урегулирования конфликта интересов» [1].

На заре третьего тысячелетия борьбу с коррупцией декларируют государства практически всех типов политических режимов и уровней развития, рассматривая ее как общественное зло. В соответствии с правовой оценкой этого явления, данной в преамбуле Уголовной конвенции Совета Европы в 1987 г., коррупция наносит ущерб реализации принципов верховенства права, демократии и прав человека, подрывает основы эффективного управления, тормозит экономическое развитие, угрожает стабильности демократических институтов и моральных основ общества. Коррупция все больше становится глобальной мировой проблемой. Так, в Меморандуме Правового Комитета Совета Европы «О борьбе с коррупцией» (27 февраля 1998 г.) отмечается, что это явление «как эпидемия, охватило весь континент и представляет серьезную опасность для всех стран».[2]

Вместе с тем, до сих пор нет чёткого определения коррупции. Несовершенство законодательства влечет за собой отсутствие четкого понимания правовой природы коррупции, продуктивных принципов противодействия ей.

Определение коррупции предлагалось мыслителями еще со времен Древнего Рима и средневековья, например определение, данное Николо Макиавелли: «Коррупция – использование публичных возможностей в частных интересах». [3]

В России неоднократно предпринимались попытки законодательного закрепления понятия коррупции. Так, в проекте Федерального закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике» коррупция определялась как подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу. [4]

В проекте Федерального закона №148067-3 «О противодействии коррупции» в содержание рассматриваемого деяния включается поиск, установление и поддержание противоправных отношений между специально указанными субъектами коррупции и иными (физическими и юридическими) лицами с целью достижения каждой из сторон своих личных, групповых, корпоративных и корыстных целей [5]. В проекте Федерального закона «О борьбе с коррупцией» данная деятельность понимается как использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций или приравненными к ним, своего статуса и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законами получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ физическими и юридическими лицами» [6].

Однако следует заметить, что на межрегиональном семинаре Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам коррупции (Гавана, 1990 г.) в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка коррупция была определена как «злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением» [7].

На первой сессии Многодисциплинарной Группы Совета Европы по проблемам коррупции (Страсбург, 22–24 февраля 1995 г.) коррупция определена как подкуп (взятка), а равно любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в государственном или частном секторе, независимого агента, либо других отношений такого рода, и имеющее целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя или иных лиц [8]. Таким образом, приведенные нормы международных актов, как мы видим, не дают четкого представления о содержании понятия коррупции. В теории юридической науки анализируемое понятие продолжает оставаться дискуссионным.

В законодательстве России определение коррупции впервые было официально дано в Федеральном законе «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25 декабря 2008 г.

Сложность борьбы с коррупцией обусловлена проникновением этого явления практически во все сферы общественных отношений, в которых участвуют должностные и иные лица, уполномоченные выполнять функции государства, то есть принимать решения от имени государственного органа, предприятия, учреждения или организации. Распространенность коррупции в различных сферах делает ее не только универсальным, но и многоликим феноменом. Учёные выделяют такие виды коррупции, как общая, полицейская, политическая, судебная.

Политическая коррупция – ситуация, «когда чиновники аппарата власти вступают в противоречие с нормами морали и закона не столько из-за получения взяток, сколько из-за политической выгоды, амбиций, родственных связей, кумовства и так далее. Поэтому одним из условий такой коррупции является отбор чиновников по мотивам личной преданности. Это традиционный бич России. Не случайно еще в позапрошлом веке один из французских исследователей отмечал, что в России врать – это спасать престол, говорить правду – посягать на него». [9]

К коррупционной преступности можно отнести следующие проявления:

• совместительство в коммерческих структурах, подконтрольных государственному или муниципальному служащему или заинтересованных в сотрудничестве с ним;

• организация коммерческих структур должностными лицами, использующими при этом свой статус, участие в руководстве этими структурами, обеспечение им привилегированного положения;

• использование служебного положения в процессе акционирования, банкротства государственных предприятий, в целях приобретения их в частную собственность или завладения значительным числом акций самим чиновником, близкими ему лицами или иными частными лицами, в чьих интересах действует должностное лицо;

• незаконная передача из корыстных или иных побуждений коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных для общегосударственных нужд;

• получение за свою служебную деятельность или в связи с ней, за покровительство или попустительство по службе незаконного вознаграждения в виде денег, иных материальных ценностей и услуг, в том числе в завуалированной форме путем выплаты незаконных премий, комиссионных, явно завышенных гонораров, оплаты самому должностному лицу или членам его семьи якобы выполнявшейся работы, поездок под деловым предлогом за границу, приобретение недвижимости за границей, открытия счетов в иностранных банках на имя должностного лица или членов его семьи, выдачи беспроцентных долгосрочных кредитов и т.п. [10].

По мнению большинства учёных и практиков, наиболее пораженными коррупцией являются структуры власти и управления, связанные с рассмотрением и решением вопросов финансирования, кредитования, осуществления банковских операций, приватизации, лицензирования, распределения фондов и другими видами финансовой деятельности. Так именно материальный стимул является основной движущей силой для коррупционеров.

Наказания за злоупотребления служебным положением и получение выгоды – взяточничество, – предусмотрены в ныне действующем Уголовном кодексе Российской Федерации, но коррупция не исчерпывается только взяточничеством. Сторонники широкой трактовки содержания коррупционных преступлений относят к ним не только практически все должностные преступные деяния [11], но и иные правонарушения должностных лиц, а также несоблюдение ими этических, социальных, традиционных и иных норм поведения в обществе [12] [13].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: