double arrow

Кризисные технологии


Нарастание рисков и создание кризис­ных для государств ситуаций предпо­лагает применение особых технологий при формировании и осуществ­лении целей государственного управления. Как же государство может создать свою «стратегию неуязвимости» и при этом сделать так, чтобы чрезвычайные методы не переросли в обычную практику управления?

В условиях кризиса основные задачи государственного управления основательно сужаются, поскольку здесь нереально и невозможно обес­печить все параметры деятельности управляющей системы. Однако уста­новки на сохранение общей управляемости обществом и его отдельны­ми процессами, предотвращение выхода управляющей и управляемой систем за рамки критических для них значений, сохранение гибкости и адаптивности средств воздействия к вызовам внешней среды сохраняют свое значение и в кризисных условиях. В то же время их решение пред­полагает применение специфических способов и техник управления.

В целом органы государственного управления отвечают на кризи­сы за счет конструирования технологийупреждающего характера. Прак­тически это говорит о том, что государство не только должно стре­миться адекватно отреагировать на всевозможные кризисы, но и вес­ти постоянную подготовку к действиям такого рода. Последняя задача неразрывно связана с созданием резервной системы государственно­го управления: формированием кадровых, технических, информаци­онных и других структур, позволяющих полностью продублировать процесс принятия решений в случае выхода из строя основных цент­ров управления и власти.




Кроме того, это означает последовательное осуществление пре­вентивных мер в различных областях жизни. Прежде всего упреждаю­щие действия управляющей системы должны осуществляться в поли­тико-правовой сфере и виде принятия соответствующих законов, от­крытых и закрытых постановлений правительства, регламентирующих деятельность структур управления в кризисных и чрезвычайных об­стоятельствах. Главными задачами разработки такой нормативной си­стемы должны стать физическое сбережение населения и сохранение управленческих центров. В силу этого неотъемлемой частью данного процесса должна рассматриваться и чисто техническая подготовка к кризисам за счет перераспределения материальных ресурсов и созда­ния запасов, способных гарантировать жизнеспособность граждан и деятельность необходимых структур управления в Центре и регионах.

Упреждающая деятельность должна быть связана и с формирова­нием соответствующих кадровых структур: обучением управленческо­го резерва, соответствующей переподготовкой кадров и их размеще­нием с учетом возможной регионализации конфликта. Особым значе­нием обладает и превентивная деятельность государства в сфере информационно-коммуникативных отношений, предполагающая спе­циальные акции в отношении СМИ (укрепление их технического и кадрового потенциала, обеспечение защиты каналов информирова­ния и т.д.), организацию системы надежного оповещения на местах, расширение возможностей мобилизации информационных каналов.



В свою очередь, конструирование разнообразных техник и мето­дов управленческого воздействияоперативного типа имеет несколько иной характер. С логической точки зрения оно предполагает прежде всего последовательный учет признаков конкретных общественных кризисов. Иными словами, в основе выработки кризисных техноло­гий лежат методика последовательной спецификации кризисов и оценка их динамики на всех стадиях принятия решений.

Конструирование кризисных технологий в большей степени свя­зано с управлением, приспосабливающимся к динамике внешних вызовов. В этом смысле в их структуре реже встречаются техники и спо­собы инновационной деятельности, рассчитанные на сознательную перестройку внешней среды, на изменение параметров кризиса – соотношения и перегруппировки сил, структуры, организации, на­правленности кризиса и т.д. Кризисные технологии в большей степе­ни имеют персонализированный характер и ориентированы на при­менение их конкретным политиком или элитарной микрогруппой, в силу чего нарастает зависимость применений технологий от стиля ли­дерства, типа правящей элиты, активности ее различных сегментов.



Антикризисная деятельность государства, как правило, неразрыв­но связана с корректировкой его отношений с контрагентами – парти­ями, оппозицией, зарубежными партнерами и т.д., чьи действия мо­гут существенно ограничить средства и методы государственного ре­гулирования кризисов. Например, оппозиция, как правило, чаще всего негативно воспринимает установление режима чрезвычайного поло­жения и ограничения конституционных свобод, что сужает ее воз­можности в воздействии и контроля за властью. Поэтому неадекват­ный учет ее ответной реакции может способствовать не ослаблению, а усугублению кризиса.

Логика формирования кризисных технологий оперативного харак­тера подразумевает: определение типа кризиса – военного, финансо­вого, социально-экономического и др., а также степени его интен­сивности, непосредственно стимулирующей деятельность управляю­щей системы (УС), Характер влияния внешних угроз УС (так или иначе провоцирующих ту или иную степень ее обратной реакции) может быть весьма различным. В частности, такое влияние может выражаться в росте дискомфортности УС или напряженности осуществления ее профессиональной деятельности; в нарастании издержек деятельнос­ти УС; в угрозе для функционирования ее отдельных структур или для жизненно важных функций УС; в угрозе целостности УС; в опасности взаимоотношений управляющей системы с обществом или другими (международными) организациями, ставящей под вопрос существо­вание данного режима власти.

В зависимости от установления одного только характера кризис­ных угроз, управляющая система (с учетом дефицита времени) мо­жет формировать действия, отвечающие требованиям не столько адек­ватности, сколько оперативности. Такая ситуация в значительной сте­пени стимулирует управляющую систему к использованию самых разных средств воздействия: от «минимальных» акций, предоставля­ющих приоритет естественным механизмам саморазвития ситуации, до мер принудительного (физического и административного) воздей­ствия, предельно сокращающих возможности (особенно легальные) объекта управления угрожать положению и интересам УС, а следова­тельно, обеспечивающих минимальную страховку от неточно просчи­танных последствий решения.

В дальнейшем содержание кризисных технологий увязывается с определением факторов, оказывающих неблагоприятное, конфлик-тогенное и экстремальное воздействие на ситуацию. Лишь определив их характер, направленность и интенсивность, можно уточнять со­держание практических действий УС как на стадиях диагностирова­ния и определения целей, так и на стадии их конкретной реализа­ции.

В этом смысле решающее значение для определения конкретных техник и типов реакций УС на различные виды и фазы развития кри­зисных ситуаций имеет целевая ориентация органов государственного управления. Это означает, что разработка и применение тех или иных приемов и техник будут зависеть от того, что является целью государ­ства: сохранение стабильности в обществе или сокращение издержек управления, сохранение управляемости ситуацией или формирова­ние положительного имиджа в глазах общественного мнения и т.д. На разработку такого рода целей в немалой степени будет влиять и ресур­сная обеспеченность управления в конкретной сфере социальных, экономических, международных и прочих отношений.

Кризисный менеджмент в государстве предполагает также извест­ные трансформации, связанные с сокращением времени осуществле­ния действий на различных стадиях и этапах принятия решений в целом. Например, сокращение фазы диагностирования и рассмотре­ния вариантов действий; выбор альтернативы, более жестко связан­ный с имеющимися у государства возможностями и ресурсами обеспеченности целей, и т.д.







Сейчас читают про: