УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«МЕТОДЫ и ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 030300 – «ПСИХОЛОГИЯ»
Авторы-составители: кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и служебной деятельности факультета психологии, социальной медицины и адаптивно-реабилитационных технологий ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» Дмитрий Александрович Донцов; кандидат психологических наук, European Certificate in Psychology. Spesified context: clinical and health,психолог первой категории участкового отдела «Можайский» ЗАО г. Москвы ГБУ города Москвы «Московская служба психологической помощи населению» Маргарита Валерьевна Донцова.
Рецензент: кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующая кафедрой клинической психологии НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» Карине Маратовна Шипкова.
МОСКВА – 2015
Учебно-методический комплекс (УМК) «Методы и технологии психокоррекции» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030300 – «ПСИХОЛОГИЯ». УМК «Методы и технологии психокоррекции» составлен согласно базовому федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин ФГОС ВПО по специальности 030300 – «ПСИХОЛОГИЯ».
|
|
Учебно-методический комплекс «Методы и технологии психокоррекции» включает пункты: место дисциплины в учебном плане; цели и задачи дисциплины; требования к уровню освоения содержания дисциплины; объём дисциплины и виды учебной работы; развёрнутое содержание лекционных занятий по дисциплине; темы и контрольные вопросы к семинарским и практическим занятиям по дисциплине, литературу для подготовки студентов к семинарам и практическим занятиям; формы контроля знаний студентов по дисциплине; вопросы для подготовки к зачёту по дисциплине; список основной, дополнительной и рекомендуемой литературы по дисциплине; методические указания и рекомендации студентам по изучению дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины, контрольно-тестирующий комплекс по учебной дисциплине.
1. | Место дисциплины в учебном процессе | |
2. | Цели и задачи дисциплины | |
3. | Требования к уровню освоения содержания дисциплины | |
4. | Объём дисциплины и виды учебной работы по дисциплине | |
5. | Содержание занятий дисциплины | |
6. | Темы и вопросы семинарских и практических занятий по дисциплине | |
7. | Формы текущего, промежуточного, итогового контроля знаний студентов по дисциплине | |
8. | Вопросы для подготовки к зачёту по дисциплине | |
9. | 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины | |
9.1. Литература по дисциплине (основная, дополнительная, рекомендуемая) | ||
9.2. Методические указания, рекомендации по изучению дисциплины | ||
9.3. Материально–техническое обеспечение дисциплины | ||
10. | Контрольно-тестирующий комплекс по дисциплине | |
11. | Приложение. Психокоррекционная программа работы со страхом детей перед опросом учителя во время урока в школьном классе |
1. Место дисциплины в учебном плане
|
|
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы и технологии психокоррекции» ориентирован на теоретическую и практическую подготовку студентов-психологов по одному из основных видов профессиональной деятельности психолога, – это психокоррекционная работа, осуществляемая психологами повсеместно в системах образования, здравоохранения, социальной защиты населения как самостоятельная психокоррекционная деятельность. Психологическая коррекция является функциональной базой и/или надстройкой таких важнейших видов психологической профессиональной работы как: психологическое просвещение, психологическая терапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, психологическая диагностика, психологическая профилактика и психологический прогноз.
Подготовка психологов, практических психологов, коррекционных психологов, будет эффективна лишь в том случае, если она будет ориентирована не только на формирование некоего абстрактного специалиста с набором каких-то определённых профессиональных качеств. Подготовка психологов будет наиболее эффективна тогда, когда она направлена на становление целостной личности профессионала, в котором целенаправленно интегрированы отношения, знания и умения личности относительно исполнения конкретного вида деятельности. Исходя из этого, в содержании дисциплины «Методы и технологии психокоррекции» уделяется значительное внимание проблемам профессиональной рефлексии, формированию психологами собственного профессионального «автопортрета» и продуктивному становлению их профессионального самосознания в контексте профессионализации навыков и компетенций.
Студенты выполняют дидактически сформированные задания для самостоятельной работы по дисциплине. Самостоятельная работа студентов по дисциплине нацелена на глубокое усвоение обучающимися всего изучаемого материала, на формирование у студентов умений и навыков самостоятельного анализа информации и применения теоретических знаний на практике. Результаты самостоятельной работы студентов контролируются преподавателем на семинарах и практических занятиях, учитываются при промежуточной аттестации (рубежном контроле) и при итоговом контроле знаний студентов – на зачёте по дисциплине «Методы и технологии психокоррекции».
В качестве промежуточной аттестации по дисциплине предусмотрена контрольная работа в виде тестирования.
Предметное содержание учебной дисциплины «Методы и технологии психокоррекции», согласно специальности 030300 – «ПСИХОЛОГИЯ», научно и методологически сопряжено с содержанием такой естественнонаучной дисциплины как «Антропология», и таких общепрофессиональных психологических дисциплин как: «Введение в профессию», «Общая психология», «Педагогическая психология», «Психология личности», «Психология труда», «Психодиагностика», «Практикум по психодиагностике», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология», «Психология общения», «Консультативная психология». Всем этим многообразием межпредметных связей объясняется содержательная глубина проблематики, всесторонне прорабатываемой со студентами в рамках дисциплины «Методы и технологии психокоррекции». Для успешной учебной успеваемости студентов-психологов по данной дисциплине специфически значима содержательная эффективность усвоения и досконального овладения ими базовым учебным информационным материалом по общепрофессиональным дисциплинам «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология», «Психология общения», а, в особенности, по общепрофессиональным дисциплинам «Психодиагностика», «Практикум по психодиагностике» и «Консультативная психология».
|
|
Таким образом, в целях образовательной оптимизации целостного педагогического процесса, согласно образовательным принципам информационной целесообразности и единой направленности содержания учебных предметов, тематика дисциплины «Методы и технологии психокоррекции», в контексте межпредметных связей, скоординирована со всеми указанными выше дисциплинами, входящими в федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальности 030300 – «ПСИХОЛОГИЯ».