double arrow

Метод социометрии.


Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Метод социометрии является совершенно специфическим именно для социальной психологии. Социометрия позволяет выявить особенности структуры неформальных отношений в группе (группах); выяснить степень психологической совместимости конкретных людей; изучить внутригрупповой статус участников групповых объединений; исследовать качество психологического климата в группе.

Социометрия – теория и целостный практический метод психодиагностического социально-психологического измерения межличностных и внутригрупповых отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено (1892–1974 г.г.). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависит от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Дж. Морено, социометрия – это способ первичной диагностики наличия определённых проблем во взаимоотношениях. Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблицы, схем, графиков, числовых величин.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также исследования личности как члена группы. Методика «Социометрия» используется для измерения групповых свойств, фиксирует определённые свойства группы как целостного образования. Методологически оправданное использование арсенала социометрического метода позволяет получить серьёзные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических результатов. Повторные измерения, проведённые в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений в группе.

Таким образом, область измерения социометрической техникой – диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплочённость, совместимость членов группы. Метод социометрии был разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел бы (не выбрал) участвовать в определённом виде деятельности или взаимодействовать в какой-либо ситуации. Процедура социометрического измерения включает следующие элементы: определение варианта (числа) выборов (отклонений); выбор критериев (вопросов) опроса; организация и проведение опроса; обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.




Социометрическая процедура проводится в двух формах. Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы опроса без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное число равно N – 1 (социометрическая константа), где N – число членов группы. Преимущество этого варианта связано с выявлением так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы. При наличии размеров группы до 12–16 человек возрастает вероятность получения случайного выбора. Параметрическая процедура – ограничение числа выборов. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц из всех членов группы, т.е. вводится так называемое социометрическое ограничение (d). Данная форма повышает надёжность измерения, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности. Её недостаток связан с невозможностью раскрыть всю полноту отношений в группе. Выделяют разные виды социометрических критериев: коммуникативные (выявляют реальные отношения, гностические (определяют степень осознанности реальных отношений), двойные и одинарные, ролевые и др. С выбором критериев связана проблема определения их числа и специализации в социометрическом вопроснике. Рекомендуется производить специализацию и выбор критериев исходя из предварительного анализа жизнедеятельности группы, выделяя ситуации, особо значимые для группы, т.е. опосредованные задачами и целями, стоящими перед группой, использовать общий, фундаментальный критерий для выявления «глубинной» связи членов группы. Последнее предполагает использование вопросов, касающихся оценки общего эмоционального состояния испытуемых при условии распада группы в будущем, например, в случае реорганизации группы или коллектива, его перемещения, переформирований и т.п. – «С кем из членов Вашего коллектива Вы хотели бы остаться в том случае, если он будет реорганизован?».



Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, а так же в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом. Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социометрический статус – величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному её члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, которые получил индивид, к их максимально возможному числу. Индекс эмоциональной (психологической) экспансивности – степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение количества сделанных индивидом выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу. Для характеристики позиции индивида в группе вычисляют и другие индексы, например, «предписанная роль», приемлемость индивида группой и др. Однако главная сложность состоит в их интерпретации, сопоставлении их с известными социально-психологическими понятиями. К наиболее популярным групповым индексам относят следующее: показатели групповой экспансивности (интенсивность группового взаимодействия), интегрированности группы (степень включённости в общение членов группы в конкретном виде деятельности или ситуации), показатели сплочённости и ряд других.

Подчеркнём, что одной самых значимых из научно-практических инноваций Дж. Морено является так называемая социограмма. Это определённая рисуночная схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов, содержащих графические аспекты социометрического статуса членов группы. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный в данной группе член группы (или несколько таких членов), далее – менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг). Между индивидами, обозначенными кружками, прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную, либо одностороннюю, симпатию или антипатию.

Таким образом, графический анализ данных осуществляется путём построения социограмм. Социограмма позволяет наглядно выделить в составе исследуемого коллектива подгруппы (группировки), положительные, конфликтные или напряжённые «участки» внутри групповых отношений, «популярных» его членов (индивиды, имеющие максимальное количество выборов) либо «отвергаемых» (индивиды, получившие максимальное количество отклонений или минимальное число выборов), определить лидера группы. Различают два вида социограмм: коллективную и индивидуальную. Наиболее часто для отображения структуры отношений в группе применяют социограмму-мишень. Она представляет собой несколько концентрических кругов (рис. 1), в центр которых помещают «популярных индивидов, в наружное кольцо – «отвергаемых», во внутреннее кольцо – «средне популярных».

Рис. 1. Пример «социограммы-мишени».

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Чёткая лидерская позиция часто определяется по следующему аспекту, – кому именно из состава группы преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» её члены.

Итак, наиболее часто, «социометрией» называют комплексную, допускающую модификации общего тестового задания (при сохранении принципа выделения рангов), методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Методика «Социометрия» Дж. Морено, в адаптации Я.Л. Коломинского. При проведении методики «Социометрия» в учебных группах, обучающимся предъявляются социометрические вопросы, ответами на которые являются фамилии членов учебной группы (на каждый вопрос – 3 фамилии, кроме собственной фамилии).Инструкция типовая:«Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии своих одноклассников, с учётом отсутствующих сегодня учеников».

Приводим здесь один из наших вариантов социометрических вопросов по данной методике.

1. С кем бы ты хотел(а) обязательно продолжить совместно учиться в следующем классе?

2. Кого бы ты из класса обязательно пригласил(а) на свой день рождения?

3. С кем из своего класса ты с удовольствием пошёл (пошла) бы в кино?

4. С кем бы из класса ты очень хотел(а) бы поддерживать дружеские отношения в средних и старших классах школы?

5. Если бы тебе дали довольно большую сумму денег и сказали поделиться ею с тремя твоими одноклассниками, то кто бы это был?

6. Кому из класса ты дашь списать контрольную работу в первую очередь?

7. Кому из класса ты доверил(а) бы свой самый сокровенный секрет?

8. Без кого ты вообще не представляешь свой класс?

9. С кем из класса ты хотел(а) бы как можно чаще видеться в свободное время?

10. C кем из класса ты бы хотел(а) дружить всю жизнь?

11. С кем из класса ты хотел(а) бы сделать какую-либо совместную поделку на художественную выставку?

12. Кого из своего класса ты хотел(а) бы взять в свою команду для участия в каких-либо подвижных играх?

13. С кем из своего класса ты очень хотел(а) бы очень посещать группу продленного дня?

14. С кем из твоего класса ты хотел(а) бы делать вместе домашние задания?

Референтометрия.

При социометрическом подходе к группе основным фактором выбора в системе межличностных отношений являются симпатии-антипатии. Качественная социально-психологическая модификация метода социиометрии – референтометрия.

Референтометрия – это социально-психологический методический приём для выявления факта референтной (личностной) предпочтительности. Люди, к которым индивид очень внимательно прислушивается – это его референтная группа (группа особо значимых для субъекта лиц).

Референтность – это социальное отношение личностной значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Референтная процедура весьма информативна, она даёт точность представления о статусной структуре, взаимности предпочтений. Основанием выбора является ценностный фактор значимости для личности каких либо других лиц. Всё это вынуждает испытуемого проявлять высокую избирательность в отношении лиц в группе, чья позиция для него наиболее актуальна.Вместе с тем, мера референтности (предпочтительности для другого лица) какого-либо субъекта определяется здесь косвенно, через проявление испытуемым (опрашиваемым) интереса к этому субъекту.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: