Сущность, функции и структура общения

Я не ловчу, пусть будет путь гористым,

Тернистым будет пусть, но будет чистым,

Тебя я, жизнь, прошу лишь об одном:

Ты не лишай меня стыда и чести,

Не обучай ни хитрости, не лести,

Поскольку мы единожды живем.

Т. Зумакулова

· Характеристика понятия «общение»

· Виды потребностей в общении

· Структура общения

· Функции общения

Непреодолимая притягательность общения для человека прекрасно выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения».

Элементарная функция общения – достижение взаимоотношения. Кажется, что может быть проще! Улыбка, рукопожатие, одобрительный кивок, приветствия и т.д. Но уже на этом простейшем уровне возникают непредвиденные и досадные недоразумения. Вступая в контакт друг с другом, мы не всегда осознаем, что пользуемся при этом знаками. Содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением.

Усваивая значения знаков и способы их организации, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Язык становится средством общения. В то же время он становится средством изоляции для тех, кто его не знает.

Помимо общего для всех индивидов значения, знак может иметь для каждого свой субъективно окрашенный личностный смысл. Он порождается личным опытом человека, его желаниями, надеждами, страхом, иными чувствами.

Лишь часть сведений передается от одного человека к другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру по общению.

С этой точки зрения знаки подразделяются на:

интенциональные - специально производимые для передачи информации;

неинтенциональные - непреднамеренно выдающие эту информацию.

Неинтенциональные знаки, прежде всего, говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях

Потребности современного общества, его духовной и материальной сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. В процессе общения человек реализует целый ряд потребностей.

Потребность в безопасности. Проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, внутренней тревоги и неуверенности.

Аффилиация. Проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, ради устранения одиночества. Она свойственна людям с высокой тревожностью,

Потребность в познании. Когда человек рассматривается как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения становится потребность в познании.

Потребность быть индивидуальностью. Проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» в поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычности.

Потребность в престиже. Проявляется, когда в общении с другими мы получаем признание наших личностных качеств, восхищения нами, положительные оценки окружающих.

Потребность в доминировании. Проявляется в стремлении оказывать активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека.

Потребность в подчинении другому. Общение двух доминантных личностей или двух ведомых бывает крайне затруднено. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность общения и деятельности.

Потребность в покровительстве или заботе о другом. Проявляется в ситуациях, когда кто-то нуждается в помощи. Потребность в заботе о другом постепенно формирует альтруизм.

Потребность в помощи. Проявляется в готовности человека принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал.

Что же такое общение вообще, что включает в себя само понятие?

Очевидно, что общение – сложный и весьма многогранный процесс. Существование множества различных определений понятия «общение», прежде всего, связано с различными подходами и взглядами на эту проблему. Рассмотрим некоторые из них.

Б.Д. Парыгин отмечает, что общение может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу. И действительно, понять общение только в одном аспекте практически невозможно.

А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми». Позиция А.А. Бодалева стала для многих психологов определяющей.

А.А. Леонтьев подходит к общению как к условию «любой деятельности человека». Л.П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М.С. Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», выражающий «практическую активность субъекта». В.С. Коробейников определяет общение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характеристиками».

Мы будем использовать следующее определение.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [1].

На практике часто путают или отождествляют два понятия: общение и отношение. Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Учитывая сложность понятия «общение», необходимо обозначить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. (см. рис.1.1).

Общение  

           
   
 
Коммуникативная сторона (обмен информацией)
     
Перцептивная сторона (восприятие и понимание другого человека)
 
 


Рис 1.1. Составные элементы категории общения

Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.

Интерактивная сторона общения (от англ. interaction - взаимодействие) представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей в процессе межличностных отношений.

Перцептивная сторона общения (от лат. perception - восприятие) проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

Все стороны общения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Опираясь на концепцию А.А. Леонтьева, перечислим основные структурные компоненты общения:

· предмет общения – это другой человек, партнер по общению;

· потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самосознанию, к самооценке;

· мотивы общения – это то, ради чего оно предпринимается;

· действия общения – это целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий – инициативные и ответные);

· задача общения – это цель, на достижение которой в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

· продукт общения – образования духовного и материального характера, создающиеся в итоге общения.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения.

Инструментальная функция характеризует общение как соци­альный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

Интегративная функция раскрывает общение как средство объе­динения людей.

Функция самовыражения определяет общение как форму взаи­мопонимания психологического контекста.

Трансляционная функция выступает как функция передачи кон­кретных способов деятельности, оценок и т. д.

Среди других функций об­щения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формиро­вания навыков взаимодействия в обществе в соответствии с приня­тыми нормами и правилами) и др.

Для наиболее полной характеристики общения рассмотрим его типологию. Самой общей классификацией является выделение непосредственного и опосредованного общения.

Непосредственное общение – это общение прямое, без посредников.

Опосредованное общение - это может быть опыт предшествующих поколений, технические средства массовой коммуникации.

Также общение мы подразделяем на формальное и неформальное.

Общение, обусловленное социальными функциями, называется формальным. Партнеры в этом случае могут ничего не знать друг о друге, так как в этом нет необходимости. Важно знать социальные роли.

Например, социальная роль пассажира транспорта предполагает, что в ответ на требование контролера он предъявляет ему проездной билет, а в случае его отсутствия – оплатит штраф.

Общение неформальное. Оно наполнено личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшая форма неформального общения – дружба.

По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Основные из них: деловое и личностное.

Деловое общение обычно включено в совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержани­ем является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затра­гивают их внутренний мир.

Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вок­руг психологических проблем внутреннего характера: поиск смысла жизни, определение своего отношения к зна­чимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

Нас будет интересовать деловое общение, т.е. общение, имеющее цель вне себя, и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: