Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения проявляется в обмене информацией и в усилиях людей по организации совмест­ных действий.

Описывая общение, мы чаще всего используем термины действий. Например, «он на меня давил, но я не поддался»; «он подстроился под меня»; «он нанес мне удар» и т.д. И эти фразы передают главный смысл общения.

В своем собственном общении мы также постоянно реагируем на действия партнера. В одном случае нам кажется, что партнер нас обижает и мы отстаиваем себя, в другом, что он нам льстит, в третьем, что он нас куда-то «толкает».

Чтобы проанализировать свои действия в общении, оценить их адекватность ситуации, необходимо ответить на следующие вопросы:

♦ Как соотнести ситуацию и действие?

♦ Как выбирать правильные действия?

Какой тип поведения гарантирует успех деловому человеку? Научный мир психологов, занимающихся проблемами че­ловеческих отношений, как бы разделился на два диамет­рально противоположных лагеря: одни придерживаются «правил поведения», предложенных известным американ­ским, специалистом в области человеческих отношений Дейлом Карнеги (1888—1955 г.г.); другие, наоборот, ре­шительно отвергают идеи Карнеги, считая, что он «уста­рел» и его точка зрения не соответствует реалиям современ­ной жизни.

Смысл системы Д. Карнеги заключается в том, что, по его мнению, путь к успеху в жизни, в том числе и у предпринимателя, лежит через умение избегать конфликтов, контролировать себя, находить компромиссы.

Некогда безвестный фермер из штата Миссури Дейл Карнеги снискал мировую славу благодаря тому, что нашел, как считают многие американцы, (и не только они) ключ к удовлетворению желания добиться признания и успеха. Опираясь на опыт и историю большой группы конкретных политиков, бизнесменов, врачей, ученых, он предлагает целый ряд рекомендаций, как выработать уверенность, как влиять на людей, как приобрести друзей. Его главный и решающий тезис — в общении с людьми надо быть максимально гибким, покладистым, избе­гать конфликтов.

Одним из главных принципов «общения по Карнеги» является так называемое «правило Сократа». Его смысл заключается в умении переубедить и заставить собесед­ника сказать «ДА», даже тогда, когда он собирался ска­зать «НЕТ».

Древнегреческий философ Сократ (469 — 399 до н.э.), изменивший своей философией процесс человеческого мышления, отличался непревзойденным ораторским ис­кусством и умением убеждать.

Повторяя свою историческую фразу: «Я знаю, что — я ничего не знаю», Сократ никогда не говорил своим собесед­никам «нет». Но он умел в ходе дискуссии смиренно поста­вить вопрос, ответом на который было обязательно «да». Карнеги призывает помнить Сократа, приво­дя в доказательство правильности такой позиции китай­скую поговорку: «Тот, кто мягко ступает, далеко продви­нется на своем пути». Пример Сократа, по его словам, призывает прояв­лять смиренность, покаяние. Смерть Сократа историки считают «самой знаменитой и трагической» сценой смерти во всей истории человечества, кроме распятия Христа. Ве­ликий мыслитель, оратор и всеобщий любимец был обвинен по ложному доносу завистников из числа афинян в преда­тельстве. Его судили и приговорили к смерти. Тюремщик, как и многие другие, дружелюбно относившийся к мудре­цу, давая чашу с ядом, сказал: «Старайся легко принять то, что неизбежно». Сократ встретил смерть спокойно и с до­стоинством, демонстрируя в последний раз смиренность и согласие.

Далеко не все на Западе разделяют позициюДейла Карнеги. Число его сторонников постепенно сокращается, хотя он по-прежнему популярен. К числу наиболее ярко выраженных оппонентов Д.Карнеги относится американ­ский психотерапевт Эверетт Шостром, автор книги «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор». Он решительно отвергает предложение Д. Карнеги «избегать конфликты», которое, по его мнению, в корне неверно. «Конфликты, — подчеркивает Э. Шостром, — возникают из-за различия по­требностей и целей разных людей, которые вступают во взаимодействие. Для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций, нужно как две капли воды быть похожими друг на друга». Даже сиамские близнецы конфликтуют, считает Э. Шостром, утверждая, что конфликт в человеческих от­ношениях не только неизбежен, но и необходим.

Автор книги «Анти-Карнеги» делит человечество на две категории: манипуляторов и актуализаторов. Современ­ный человек - это манипулятор, то есть неблагополучная личность, которая стремится управлять собой и окружающими, причем отно­сится к людям, как к вещам. Он нуждается в психотерапевтиче­ской помощи, которая ему понятна и польза которой для него очевидна.

Актуализатор — это противоположность манипулято­ру. Он — олицетворение честности, осознанности, свободы и доверия. Только один процент американцев можно от­нести к актуализаторам, остальные лишь на пути к актуализации.

Между тем манипуляторами не рождаются. Ими стано­вятся. Но очень рано. Так, едва научившись ходить, ребе­нок уже знает, что для того, чтобы добиться своего, ему нужно иногда ворковать, иногда орать. Ребенок плачет не потому, что ему хочется, а чтобы добиться своего.

В невротическом современном обществе, считает Э.Шостром, удобнее жить манипулятору, нежели актуализатору. Но удобнее — не значит лучше.

Трансактный анализ - направление, которое в последние десятилетия завоевало огромную популярность во всем мире. Достаточно сказать, что книги Э. Берна «Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», Т. Харриса «Я - о'кей - ты - о'кей» и М. Джейс и Д. Джонджевал «Родиться, чтобы победить», посвященные теории и практике трансактного анализа, расходились миллионными тиражами. Главным посылом трансактного анализа является предположение о том, что основными действиями в общении являются действия, осознанно или неосознанно направленные на изменение или регулирование своей или чужой позиции в общении.

Между партнерами по общению всегда есть незримая, однако хорошо ощутимая дистанция. Это как бы расположение партнеров по вертикальной оси в пространстве общения. Партнер, который «давит», располагается на ней выше, партнеры ведущие разговор «на равных», - на одном уровне. Если каждый из партнеров стремится оказаться «повыше», происходит конфликт. Такие позиции в общении видный теоретик театра П.М. Ершов назвал «пристройкой сверху», «пристройкой снизу», «пристройкой рядом».

Одной из наиболее распространенных концепций коммуникаций в последнее время стала модель «ЭГО» - состояний («Я» - состояний), предложенная американским психотерапевтом Э. Берном. Она привлекла внимание людей бизнеса, так как, по мнению многих, дает наиболее точное объяснение поведение человека в различных ситуациях.

Каждое «ЭГО» - состояние, по Э. Берну, является замкнутым и состоит из: «Я-родитель», «Я – взрослый», «Я – ребенок»

На языке психологии состояние «Я» можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем, считает Э. Берн, отмечая, что каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего «Я», у которых суть не роли, а психологическая реальность.

Состояние «Я», отмечает он далее, - это нормальные физиологические феномены, Человеческий мозг организует психическую жизнь. Продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояний «Я». Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человеческого организма.

В его теории трансактного анализа основными понятиями являются состояния ЭГО и ТРАНСАКЦИИ. Под состоянием ЭГО Э. Берн понимает относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения. Таких обособленных комплексов и способов поведения Э. Берн выделяет три: Родитель, Взрослый и Ребенок. Родитель - это такое состояние ЭГО, чувства установки и привычное поведение которого относится к роли родителя. Состояние взрослого обращено к реальной действительности, состояние ребенка - это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве

Важно, что согласно теории трансактного анализа Родитель, Взрослый и Ребенок - это не абстрактные стили поведения, а вполне конкретные и значимые воспоминания, имеющиеся у каждого человека, которые далеко не всегда можно произвольно припомнить, но которые все-таки имеются и оказывают ощутимое влияние на поведение человека. Основные особенности этих позиций представлены в таблице 1.1. [2]

Трансакт – это любое словесное или бессловесное общение как минимум двух людей.

Традиционно выделяются три типа трансакций: дополнительные, пересекающиеся и скрытые. В действительности их может существовать гораздо больше, но эти три рассматриваются как типовые.

Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером. Выделяют два подтипа дополнительных трансакций: равные и неравные. В равных взаимоотношениях партнеры находятся на одинаковых позициях и отвечают именно с той позиции, с которой и ожидает партнер.

Вот пример из книги Э. Берна «Игры, в которые играют люди». Хирург, определив на основе имеющихся у него данных необходимость в скальпеле, протягивает руку к медсестре. Правильно истолковав этот жест, определив расстояние и необходимые мышечные усилия, она вкладывает скальпель в руку хирурга движением, которого от нее ждут.

Именно этот подтип можно назвать общением с полным взаимопониманием.

Неравное общение можно проиллюстрировать следующим образом.

Например, руководитель: «Вы опять напутали - вам ничего нельзя поручить!», подчиненный: «Ну что поделаешь, я вообще неспособный». Здесь действия не в передаче информации, а чаще всего именно в оценке партнеров по общению.

Следующий вид трансакции - пересекающееся взаимодействие.

Моменты этого общения встречаются гораздо реже. По существу пересекающееся взаимодействие - это «неправильное» взаимодействие. Его «неправильность» состоит в том, что партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиции и действий другого участника взаимодействия, а с другой стороны, ярко проявляют свои собственные намерения и действия. Приведем следующий пример.

Приятель спрашивает: «Который час?», а другой отвечает: «Ты что, не можешь посмотреть на свои часы?».

В данной ситуации один приятель хотел получить информацию, а другой его не понял или не захотел понять. Если они не найдут взаимопонимания и общение не превратится в дополнительное взаимодействие, то такой разговор потенциально конфликтен.

Третьим типом трансакции являются скрытые взаимодействия. Это такие взаимодействия, которые включают в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Рассмотрим следующий пример. Представим себе, что два сотрудника сидят на скучнейшем собрании и между ними происходит следующий разговор.

«Не забудь, к четырем к нам придут заказчики» - говорит первый сотрудник. «Да, пожалуй, придется сейчас уйти» - отвечает ему второй. (Это пример явного взаимодействия).

«Дикая скука. Может хоть как-то удастся сбежать?» - предлагает первый сотрудник. «Ну, молодец, хорошо придумал!» - отвечает ему второй. (Это пример скрытого взаимодействия).

Понятно, что то, что открыто произносится, есть прикрытие для того, что подразумевается. И в данном примере явное и скрытое взаимодействие происходит с различных позиций. Явное с позиции: взрослый - взрослый, а скрытое - с позиции ребенок - ребенок.

Использование скрытых трансакций предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения - тону голоса, интонации, мимике и жесту, поскольку именно они чаще всего передают скрытое содержание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow