Виды и формы делового общения

Деловое общение понимают как процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающий достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение бывает:

- по статусу участников – горизонтальным (когда деловые партнеры обладают равным статусом) и вертикальным (когда между деловыми партнерами существуют отношения иерархии);

- по последствиям – конструктивным (укрепляющим и развивающим деловые отношения) и деструктивным (разрушающим отношения партнерства);

- по характеру и содержанию – непосредственным («лицом к лицу») и опосредованным (посредством деловых писем, письменных приказов, распоряжений, отчетов и т.д.).

Непосредственное деловое общение обладает большей результативностью, Здесь присутствует постоянная обратная связь: каждый из собеседников получает информацию о том, как его действия, слова, поступки влияют на другого, какое впечатление на него производят.

Однако, и опосредованное общение сегодня – это неотъемлемая часть деловой жизни. Оно является, несомненно, более формальным, «сухим», зачастую лишенным эмоциональной составляющей

В целом деловое общение отличается от обыденного (дружеского) тем, что 1) в его процессе ставится цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения; 2) мы не можем просто так, без достаточных на то оснований прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). Конечно, при этом деловые отношения не исключают дружеские, и наоборот.

В повседневной жизни мы окружаем себя теми людьми, которые нам приятны, а в деловой вынуждены общаться с теми, кто нам нужен. Прекрасно, когда это совпадает! Но так бывает далеко не всегда.

В этом смысле важно иметь в виду, что содержание делового общения предполагает:

1. умение выстраивать отношения с разными людьми (в том числе и с теми, кто вызывает у вас сильную антипатию) и добиваться максимальной эффективности деловых контактов;

2. понимание того, что партнера по общению интересует прежде всего то, насколько вы ему можете быть полезны. Поэтому в деловом общении нужно демонстрировать, прежде всего, свою полезность для деловых партнеров, а не личные качества.

Деловое общение выполняет целый ряд важнейших функций.

- способствует эффективному достижению целей производства или бизнеса

- позволяет подобрать эффективно работающую команду

- способствует создание оптимального морально-психологического климата в команде

- обеспечивает благоприятные внешние условия для деятельности собственной фирмы или предприятия

При этом деловое общение реализуется в самых различных формах:

- деловая беседа;

- деловые переговоры;

- деловые совещания и собрания;

- публичные выступления;

- телефонное общение.

Стороны делового общения взаимосвязаны: умение правильно воспринимать и принимать партнера или аудиторию помогает найти нужные доводы, а владение ораторским искусством – их изложить. Все это необходимо для успешного делового контакта

Важно знать основные заповеди делового человека:

· Никогда не считайте ваши методы самыми лучшими. Все можно сделать лучше, чем было до сих пор.

· Не начинайте работу, если цель ее и задачи четко не определены. Помните слова Сенеки: «Кто не знает, в какую гавань плывет, для того нет попутного ветра».

· Помните, что из трех зол: ошибка, перестраховка, бездеятельность, наименьшее – первое. Не бойтесь ошибаться: поняв ошибку, ее можно исправить. А перестраховка и бездеятельность лишат вас авторитета.

· Контролируйте свои эмоции, вырабатывайте привычку сдерживаться, не терять самообладания. Еще Гораций заметил: «Гнев есть кратковременное безумие».

· Задания и распоряжения отдавайте в спокойном тоне, сформулировав их четко, полно и конструктивно.

· Позитивно относитесь к критике, даже недоброжелательной. Леонардо да Винчи считал, что «противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть».

· Говорите с людьми проникновенно и сердечно. Это оказывает на них сильное воздействие.

· Умейте подбирать и воспитывать кадры. Это всегда более благоразумная задача, чем выполнение всех дел самим.

· Не давайте обещаний, если нет уверенности, что они действительно будут выполнены. Данное слово должно быть гарантией обещания.

· Не теряйте чувство юмора. Беззлобная, доброжелательная шутка создает обстановку доверия, делает труд более легким, привлекательным и производительным.

· Стремитесь как можно меньше говорить «я», а больше «мы», особенно в коллективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: