Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
Американским исследователем Г. Лассуэллом предложена простейшая модель речевого коммуникативного процесса включающая пять элементов:
1. Кто? (передаёт сообщение) - Коммуникатор.
2. Что? (передаётся) - Сообщение (текст).
3. Как? (осуществляется передача) - Канал.
4. Кому? (направлено сообщение) - Аудитория.
5. С каким эффектом? - Эффективность.
Существуют характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности, выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три: открытая - коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения; отстранённая - коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально; закрытая - коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть её.
Следует выделить важнейшие характеристики коммуникации:
|
|
1. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею.
2. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения.
3. Коммуникативное влияние возможно при условии, что оба участника общения «должны изъясняться на одном языке».
Между тем, эффективность общения - дело общее: и говорящий, и слушающий могут внести свой вклад в улучшение качества общения. Для этого можно использовать приемы привлечения внимания партнера по общению.
Прием «нейтральной фразы». В начале разговора произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато по каким-то причинам имеющая значение, смысл для всех присутствующих и поэтому «собирающая их внимание».
«Завлечение». говорящий вначале произносит какую-то фразу очень тихо, непонятно, слишком монотонно или неразборчиво, тем самым провоцируя слушающего самого применять способы концентрации внимания.
Установление зрительного контакта - прием, широко используемый в любом общении. Пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание, а постоянно «уходя» от чьего-то взгляда, мы показываем, что не желаем общаться.
Однако зрительный контакт используется не только при привлечении внимания, но и для его поддержания уже в самом процессе общения.
Вторая задача по управлению вниманием - это его поддержание. Первая группа приемов поддержания внимания сводится к тому, чтобы по возможности исключить все посторонние воздействия. Именно поэтому эту группу можно назвать приемами «изоляции».
Еще одна группа приемов поддержания внимания - это приемы «навязывания ритма». Внимание человека постоянно колеблется, как бы мерцает, и если специально не прилагать усилий к тому, чтобы все время его восстанавливать, то оно неотвратимо будет ускользать, переключаться на что-то другое.
|
|
Следующая группа приемов - так называемые «приемы акцентировки». Они применяются в тех случаях, когда надо особо обратить внимание партнера на определенные, важные с точки зрения говорящего, моменты в сообщении, ситуации и т. д