КУЛЬТУРА»

История Древней Греции от ее возникновения и до распада продол­жается около тысячи лет. И за это время менялись формы государственной организации, содержание культуры и ее атрибутивной части - физической культуры. Нет возможности в кратком изложении показать всю сложность и изменения общественного, политического, экономического, культурного развития Древней Греции, ее культуры и физической культуры. Поэтом) целесообразно показать наиболее существенные, важные и малоизвестные моменты периода ее расцвета.

Около двух тысячелетий д. н. э. на юге Пелопонесского полуостров:* возникли поселения, а потом и города - государства (полисы) - Микены. Коринф. Афины, Спарта, Олимпия и другие, где в 4-м - 6-м веках д. н. э. формировалась европейская культура античного типа или «антропологи­ческая культура» (Л.К. Круглова. С. 138), «телесный» ее стиль. Телесность - это «...главный метод конструирования всего античного мировоззрения, способ построения религии, философии, искусства, науки и всей общест-

венно-политической жизни» (А.Ф- Лосев. История античной эстетики. -М, 1962. С. 33).

Л.К. Круглова считает, что «самым приятным выражением телеснос­ти античной культуры было весьма значительное...положение физической культуры в системе культуры (Л.К. Круглова. С. 141).

По определению П.Ф. Лесгафта, физическая культура Древней Гре­ции представляет эмпирический период своего развития. Она прошла поч­ти тысячелетний путь развития в качестве неотъемлемой, органичной час­ти культуры рабовладельца и рабовладельческого общества.

П.Ф. Лесгафт считал, что физическая культура Древней Греции «... действительно классический период физического (физкультурного) обра­зования...» (П.Ф. Лесгафт. С. 89). В развитом ее состоянии (4-й - 6-й в.в. д. н. э.) она называлась «гимнастика». На ее формирование в течение тысяче­летия существенное влияние оказывал высокий по тому времени уровень развития наук: философии, истории, естественных наук, военного дела. В историю мировой науки навечно вошли имена древнегреческих мыслите­лей Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Демокрита и Эпикура, кото­рый ратовал за безмятежное состояние духа и здоровье людей и указал на роль потребностей в жизни, определил их структуру. Идейными основами системы древнегреческого физического воспитания были культ тела, те­лесность и гражданственность, концепция формирования психического здоровья на основе игры физических сил.

Практические потребности физического развития подкреплялись не­обходимостью с оружием в руках защищать свою независимость. Несмот­ря на некоторую изолированность (горы, море) древним грекам приходи­лось много отдавать сил в борьбе против врагов. Потребность в физически здоровом и сильном теле определялись также необходимостью политиче­ской борьбы, достижением успехов во всех областях общественной жизни (военном деле, политической карьере, в науке и т. п.), утверждения соци­альной роли личности в обществе.

Идеалом античного общества был многосторонне физически и умст­венно развитый человек, активный участник прогрессивного развития личности во всех областях деятельности. Гимнастика как система физиче-


ского воспитания Древней Греции имела свою структуру, которая выражала конкретные потребности личности и общества. Древние греки делили гимнастику на: диэтическую (цель которой укрепление здоровья, формирование красивого тела, эстетическую); военную (развитие силы, ловкости, настойчивости, военно-прикладных навыков и качеств); этическую (возбуждение отваги, решительности, сознательного отношения к своим дей-
ствам, сообразительность, привычки к порядку) (П.Ф. Лесгафт. С. 91)
нее входила:

  1. Палестрика, содержание которой составляли бег, прыжки в

длину и высоту, метания, борьба, кулачный бой, верховая езда и др.

  1. Военные упражнения с оружием и щитами.
  2. Специальные упражнения (верховая езда, езда на колесницах,
    плавание).

4. Сферистика (игра с мячами), которая была весьма популярном
Древней Греции. Мячи бросали в цель, перекидывали друг другу, кидали
вверх, все эти движения совершенствовали координацию, быстроту,гиб-
кость, способствовали формированию пластики движений.

5. Орхестрика, целью которой было развитие ловкости, красоты
движений. Упражнения акробатического характера и хореография {воен -
ные и ритуальные танцы). Орхестрика делилась на религиозную (воинст-
венные танцы с оружием и без него в период религиозных обрядов и жертвоприношений, танцы в честь богов, героев, военачальников) и простую(народные, увеселительные танцы, театрализованные, комические, сатирические, военизированные танцы, имитирующие бой, военные действия). В танцах также имитировались трудовые действия: сбор винограда, пахота земли, сев, сбор плодов и зерен, полет птиц и т. п.

По существу в наборе видов физических упражнений как средств физического воспитания в Древней Греции почти не было, за исключении- ем, может быть метания диска, прыжков с гантелями и акробатики. Все они были известны в государствах и у народов Двуречья, Месопотамии, Древней Индии, Китая, Японии и других древних стран. Но в Древней Греции они были объединены в единую структуру и входили в программу! обучения в учебных заведениях.

Все перечисленные виды физических упражнений решали, прежде всего, образовательные задачи (образование нового, более высокого уровня развития физических качеств, формирования и развития двигательных качеств, овладение специфическими знаниями из области практики физического воспитания). Но кроме гимнастики существовала и агонистика (от «агон» - соревнование), в содержание которой входили атлетические соревнования в беге, прыжки, борьба, кулачные бои и другие виды- Основой был пентатлон (пятиборье), в содержание которого входили состязаниябеге, прыжках, метании копья, бросании диска и борьба. В содержаниеагонистики входили верховая езда, езда на колесницах, которыми занимались богатые взрослые греки.

П.Ф. Лесгафт считал, что гимнастика состоит из упражнений «... применяемых с образовательной целью...», а упражнения агонистики –«…полезные ввиду публичных выступлений» (П.Ф. Лесгафт. С. 95). Перед введением атлетических состязаний проводилась разминка (у П.Ф. Лесгафта - «разминание»), при котором «... мышцы возбуждались непосредственным раздражением к большой деятельности...» (С. 95), купания, растирания маслом до начала и после окончания соревнований.

В Древней Греции существовали и элементы педагогического контроля за влиянием физических упражнений на организм занимающихся, который осуществляли так называемые «гимнасты» (П.Ф. Лесгафт. С. 94). Разумеется, что все это относилось только к рабовладельцам, а их в Древней Греции было меньшинство по отношению ко всему населению. Так, например, в Лаконии было 9 тысяч спартанцев-рабовладельцев, а рабов было 200 тысяч. В Афинах свободнорожденных греков было около 150 тысяч, а рабов 400 тысяч.

Для проведения занятий и атлетических состязании строились специальные площадки, стадионы, школы, физическое воспитание было со­единено с образованием.

В крупнейших городах - государствах Древней Греции - Спарте и Афинах направленность образовательных процессов отличалась.

В Спарте оно было более суровым, с акцентом на военно-физическую подготовку. Своих новорожденных детей отцы представляли эфору (руководителю)


своей филы (административной единицы, который, осмотрел ребенка,
принимал решение - оставить его в живых или убить, сбросив со скалы в
пропасть).

Оставшиеся в живых дети до 7 лет жили у родителей в семье, затем
их забирали в государственные школы, в которых педотрибы (воспитате-
ли) занимались их образованием и физическим развитием. Подростки ос-
ваивали содержание гимнастики, орхестрики, осваивали основы эстетики
Их приучали не бояться опасности, боли, ударов, укусов, порой провоци-
ровались драки, чтобы воспитывать волю и бесстрашие. В процессе физии-
ческого воспитания проводились атлетические состязания «... только в
Древней Греции можно было говорить о физическом образовании и пол-
ной гармонии умственного и нравственного образования и воспитания…»
(П.Ф. Лесгафт. С. 1)1-112). В

С 15-летнего возраста дети проходили испытания на волю, мужест-
во, бесстрашие, физические способности, умение владеть телом и оружии-
ем. Они по ночам, от захода до восхода солнца выходили на «охоту» за ра-
бами, илотами (полурабами), не успевшими до наступления темноты ук-
рыться в жилище. За ними подростки гонялись, преследовали, избивали и
даже убивали.

После этих испытаний в содержание занятий подростков включались упражнения военизированного характера - кулачный бой, строевая подго- товка, имитация движений с оружием в руках; игры, в которых подрос тки со щитами в руках увертывались от летящих в них камней. С 20 до 30 лет мужчины переходили в разряд эфебов и становились воинами. Девушки и женщины занимались физическими упражнениями меньше, чем юноши и подростки. Однако они участвовали в различных соревнованиях по бегу.

По мнению некоторых историков, в Спарте существовала концепции улучшения рода средствами физического воспитания, результатом которо-го было формирование физически крепких и здоровых родителей. Это дос- тигалось многолетним, целенаправленным физическим воспитанием детей, подростков, юношей и взрослых в процессе единой непрерывной системы направленной на удовлетворение социальных потребностей в укреплении и сохранении рабовладельческого государства. Спартанское войско отли-


чалось высоким морально-волевым настроем, храбростью, неукротимой волей к победе.

В Афинах физическое воспитание так же было органической частью школьного и послешкольного воспитания и образования и осуществлялось примерно в те же сроки, что и в Спарте, в нем больше чем в Спарте уделялось внимание духовному, эстетическому направлениям. Набор средств физического развития в обоих городах-государствах был примерно одинаков, но в Афинах большое внимание уделялось орхестрике, танцам, играм с мячом

Есть сведения о том, что в палестрах и гимнасиях Афин обращалось внимание на соотношение нагрузки и отдыха, адекватных возрасту детей и подростков и особенностям развития их организма. Конечно, все это решалиэмпирически, на основе опыта практической деятельности, поскольку еще не было инструментария, методов точного определения оптимального отношения временных характеристик работы и отдыха. Н Большое значение в Древней Греции имели всегреческие атлетические игры, главными из которых были Олимпийские. Они проводились в долине реки Алфей в местечке Олимпия у подножья горы Хронос в честь главного» бога древних греков Зевса, храм которого находился там же, в священной долине Алтис. Игры имели большое культурное, политическое экономическое значение, оказывали существенное влияние на воспитание и образование подрастающих поколений.

Кроме Олимпийских игр проводились Истмийские, (на перешейке

Юстмус) в честь бога воды Посейдона (Нептуна), Немейские (в память о

мертвых) в долине Немее. Подготовка к играм, участие в них играли вели-

кую роль в гармоническом развитии тела, в развитии физических сил и

двигательных навыков: «...укрепляя тело строгими гигиеническими усло-

виями, грамматикой, музыкой и графикой содействовали...умственному

развитию» (П.Ф. Лесгафт. С. 111). Во время проведения Олимпийских игр

оживлялась торговля, заключались торговые сделки, военные союзы. В

культурной программе игр выступали философы, драматурги, ораторы,

поэты. В Олимпийских играх выступали выдающиеся деятели Древней

Греции (Пифагор, Платон). У Платона, в частности, неоднократно встре-


чаются упоминания об Олимпийских играх, о борьбе, а также о военноприкладных упражнениях (П.Ф. Лесгафт, т. 1. С. 86-112).

Для многих военачальников и государственных деятелей участие Олимпийских играх было средством укрепления своего престижа. Про-грамма Олимпийских игр менялась. На 1-х древнегреческих Олимпийских играх (776 г. д. н. э.), которые проводились в течение одного дня и юли по одному виду - бегу, впоследствии постоянно увеличивалось как количество видов до 20 видов спорта, по которым проводились состязания, так и общая продолжительность проведения игр (до 5 дней). На период игр прекращались ведение войны, большие столкновения, запрещалось ношение оружия. В играх имели право участвовать только свободнорожден ни греки, которые обязаны были представить свидетельство о том, что они в течение 4-6 месяцев готовились к выступлению на играх. Иногда для подготовки к играм устраивались тренировочные лагеря. Постоянно coвершенствовались методы тренировки. Тренеры умели различать типы телосложения атлетов и степень их адекватности конкретному виду спорта, использовали методы психологической подготовки. Процесс подготовки к соревнованиям делился на макроциклы (4 года) и микроциклы (4 дня) (Л. Кун. С. 70).

Игры проводились в полном соответствии с правилами, за соблюде­нием которых следили судьи. Правила проведения состязаний, по-видимому, менялись, как и количество представленных на них видах. Ме­нялось и количество судей. Первоначально был только один судья «...а со 108-й Олимпиады число их доходило до десяти» (П.Ф. Лесгафт. С. 110).

Перед началом игр каждый участник должен был предъявить сведения о своей жизни, а перед выездом на старт дать клятву, что он действительно готов к данным состязаниям и будет точно исполнять все их правила.

В период проведения игр проходили состязания не только в различ ных видах двигательной деятельности (бег, прыжки, метания), но и в ли зыке, ораторском к театральном искусствах.

Для проведения игр в Олимпии на протяжении многих десятилетии строился комплекс сооружений, необходимых для обслуживания и прове-

дение игр, куда входили - стадион, храмы, гимнасий, палестра, ипподром, зал сообраний и т. п.

Иногда в период проведения Олимпийских игр и подготовки к ним обострялась политическая борьба, проявлялось недовольство необъективностью или несправедливостью судейства.

Возникновение и развитие профессионализма в сфере агонистики ■тепенно приводит к снижению ценностей древнегреческой гимнастики и проотесту против раздутого культа атлетизма. В содержании эллинийских игрснижается объем беговых упражнений и увеличивается удельный вес конных соревнований, борьбы, кулачных боев. Расширялись количество атлетов, выступающих на играх за деньги (профессионалы). Появились случаи подкупа атлетов, а под словом «атлет» стали обозначать профессионалов (участников игр, выступающих за вознаграждение). Физическая культура, как атрибутивная часть культуры древней Греции, ранее объединяющая греков в процесс общественных связей, мельчала. Приоритетные положения занимала зрелищность, смещались культурные, ценностные акценты в сторону развлекательности.

Римские завоеватели Древней Греции пытались поставить Олимпий­ские игры на службу своим имперским интересам. Однако эта затея не увенчалась успехом. Соревнования использовались для утверждения поли­тического авторитета представителей власти. Гимнасии превращались в институты по подготовке атлетов для публичных выступлений. В рамках игр стали проводиться бои гладиаторов между собой или против зверей (тигров, пантер, львов и др.)- В кулачных боях кисть руки обматывалась ремнями с медными бляхами и кольцами, что приводило к ранениям и увечьям участников соревнований.

Культура Древней Греции и её атрибут - физическая культура - об­ласть деятельности и ее результаты только свободнорожденных греков. Это продолжение тех процессов, которые имели место в государствах Двуречья, Древней Индии. Китая, Японии и достигли пика в своем разви­тии в эпоху эллинизма. Виды, формы физических упражнений, организа­ция физического воспитания в основе своей имели культовые ритуалы, движения и действия заимствованные из сферы труда (возделывание поч-


вы, посев, сбор урожая), военного дела. В Древней Греции возникло само понятие «культура» как обработка, возделывание того, что дала природа сущности, это адекватно природе культуры и физической культуры на всем многовековом пути их развития. Физическая культура античности достигла таких высот, такого социально - политического, военного значения, какого не достигала позднее ни в одном обществе, ни в одном государстве.

Она была органической частью обучения и воспитания, несла на себе черты этики и эстетики эллинизма. Целью ее было гармоничное телесное и духовное развитие свободнорожденных граждан (рабовладельцев). В эпоху
эллинизма были организованы и проводились на протяжении многих сотен
лет Всегреческие олимпийские игры. Существовали правила их проведе-
ния, судейства, награждения, подготовки к ним, регистрация результатов
систем подготовки к ним (тренировки). Строились и эксплуатировали
спортивные сооружения (стадионы, площадки).

Физическая культура помогла сплочению греков в борьбе против
врагов. В сфере физической культуры функционировали крупные воена-
чальники, мыслители, политические деятели, писатели, поэты, ученые
(Платон, Сократ, Пифагор, Софокл, Эврипид и др.). Положительное отно-
шение к человеческой телесности - один из важнейших критериев гума-
низма в культуре эллинизма.

В Древней Греции была предпринята первая попытка классификации (структурирования) человеческих потребностей (Эпикур 3 в. д. н. э.). Пла-тон указывал на животное (по рождению) происхождение человека, вме- сте с ним признавая его социальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: