Аскетический характер культуры Средневековья

Аскетизм - религиозное подвижничество, крайне воздержание от жизненных благ, чувственных влечений и желаний. Непримиримо к телес­ным и чувственным влечениям относились католики и значительно терпи­мее - православная церковь. Эпоху Средневековья принято делить на три этапа: V - IX века возникновение и развитие феодализма; X - XV века рас­цвет феодализма; XVI - XVII века - его упадок. Эпоху Средневековья П.Ф. Лесгафт назвал схоластическим периодом. В современном понятии схола­стический - значительно оторванный от жизни, от практики. В средние ве­ка схоластика - религиозная философия, отличающаяся догматизмом, формальными знаниями (догма - положение, принимаемое за непрелож­ную истину, бесспорное). В истории они занимают более тысячи лет, но последние 300 лет средних веков относят уже к Ренессансу (Возрожде­нию).


Средневековье характеризуется господством церкви, которая в ос-
новном господствовала в идеологии, внутренней и внешней политике го-
сударств Западной Европы, Внешние формы ее проявления выразились
так называемых крестовых походах (XI -XIII в.в.) на Ближний Восток для
освобождения «гроба Господня» и «Святой земли» (Палестина) и против
славян и народов Прибалтики (XIII век), а также в деятельности средневе-
ковой инквизиции с ее жесточайшими пытками, сожжением людей на ко-
страх, «охотой на ведьм». Главный принцип культуры раннего феодализма
- отрицание античности во всех ее формах - идейных, философских, прак-
тических форм проявления, борьба против чувственных наслаждений в
быту, в жизни.

Церковь выступала против обнажения человеческого тела, запреща- ла открывать даже отдельные части тела (шею, руки, ноги). Обнажение тела и его частей считалось греховностью. Идеалом человека становится святой аскет, крайне сдержанный в питании, одеждах, развлечениях, общении (кроме молитв, богослужений и т. п.). Ограничивались возможности движений и двигательной деятельности детей и женщин. Проповедовалось, воспитывалось безразличие ко всему земному, чувственному миру, во имя Бога и загробной жизни, абсолютное превосходство души над телом.

В средние века высшей ценностью являлся Бог, а человек – исполни- тель его воли, временный жилей на Земле. Поэтому отрицались все ценно- сти связанные с физическим развитием и совершенствованием форм и функций человеческого организма. Процессы деятельности в сфере физи- ческого воспитания и его результаты в период средневековья были про- воречивыми. С одной стороны, государственная власть, руководствуясь религиозной идеологией и догмами церкви, не создавала условий для раз- вития физической культуры в обществе в целом, а с другой, объективные потребности в физической подготовке представителей господствующих классов (феодалов, рыцарей) к различным видам деятельности, прежде всего - военной. Поэтому формируются два направления власти физического воспитания в эпоху средневековья - более или менее


организованная физическая подготовка рыцарей и физического воспитания В быту феодалов и самодеятельное физическое воспитание народных масс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: