Отражение физической культуры во взглядах античных философов

Попытки осмыслить физическую культуру в качестве вида культуры
общества и личности в античной философии - неизвестны. Однако до на-
шего времени дошли отдельные высказывания античных философом, свидетельствующие о том, что они придавали большое значение физической культуре как важному средству формирования личности. В частности это относится к Сократу, Платону, Аристотелю, Цицерону.

Так, например, Платон признавал в человеке наличие природной начала, на основе которого формируется культура. Другими словами речь идет о биосоциальной сущности человека. Ученик Платона - Армии тель так же как его учитель признавал животное (по рождению) происхож-дение человека. Однако считал, что человек животное общественное. Культура, по мнению античных философов, это - восхождение отприродного начала к социальному, а образование (формирование) лично-сти - это обработка, «культивирование» его природной «данности».

Философы античности отмечали значение потребности и деятель- ности в развитии и образовании человека. Цицерон призывал культивирп вать («обрабатывать») душу человека, чтобы он имел возможность под няться над невежеством, варварством, жестокостью. Он говорил: «.. к;п> плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа (Цит. но кн. Введение в культурологию. (Учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОГ. 1996. С. 7).

П. Ф. Лесгафт в исторической части своего руководства по физиче­скому образованию определил три периода истории физкультурного обра­зования. К первому он отнес античность и ее предшественников (древние Месопотамию, Сирию, Вавилонию, Египет, Индию, Китай, Японию) и этот период назвал - эмпирическим. Обобщая в кратком резюме материалы ни Древней Греции и Древнему Риму, он делает вывод о том, что в античный период не была создана наука в области физического воспитания.


В 1-ом тысячелетии на территории бывшего СССР существовали ра­бовладельческие государства. В этих государствах физическое воспитание, лоенно-физическая подготовка развивались в связи с потребностями воен­ного дела, защиты от врагов. Основным содержанием были игры, конные состязания, прыжки, метания, борьба.

В северном Причерноморье появились греческие колонии Оливия, Пантикапея, Финагория, Херсонес (8 -7 в.в. д. н. э.). Расширялись торго­вые, культурные связи. По древнегреческому образцу здесь создавались учебные заведения (гимнасии), проводились атлетические состязания в бе­ге, прыжках, борьбе. Жители этих колоний принимали участие даже в древнегреческих Олимпийских играх. Известно, что участником Олимпий­ских игр был армянский царь Аргишти.

В числе главных причин развития физической культуры в рабовла­дельческих государствах северного Причерноморья и Кавказа были по­требности военного дела. Поэтому формируются системы физической под­готовки.

На берегах озера Севан располагалось государство Урарту. К 8-му в. д. н. э. Урарту достигло высшего расцвета в своем развитии и фактически господствовало во всей передней Азии, Армия урартийцев была одной из сильнейших в древнем мире. Она была хорошо обучена и вооружена. О ее силе свидетельствует такой факт: царь Аргишти только за один поход ча­стью уничтожил, а частью захватил в плен более 63 тысяч человек. Немно­го позднее на территории Закавказья, в Крыму возникли сильные рабовла­дельческие государства.

В 7-м в. д. н. э. образуются древняя Грузия и древняя Армения. Фи­зическое воспитание во всех этих государствах было в общих чертах схо­жим. Его цели и задачи определялись потребностями военного дела. Бо­гатые слои населения организовывали физическое воспитание детей и подростков в семьях. Большое внимание уделялось упражнениям в беге, прыжках, джигитовке, скачках, играли с мячами верхом на лошадях, а также охотились на крупных зверей (медведей, кабанов, леопардов).

Охота рассматривалась как настоящая школа военного дела, воспи­тания ловкости, силы, выносливости, мужества и храбрости. Она была


трудным и очень опасным делом. Она закаливала молодежь, приучали пе-
реносить трудности - жажду, холод, усталость.

Во время праздников Навасард и Вардавар в древней Армении уст- раивались игры и состязания, в программу которых входили скачки на ло­шадях, метание копья, бег, борьба. Эти праздники проводились в опреде­ленное время и выступали как своеобразная форма проверки физическом и боевой подготовки молодежи взрослых. Поэтому для участия в них осуще­ствлялась специальная подготовка.

Древние армяне неоднократно принимали участие в Олимпийских играх и даже одерживали победы. Так, например, в 384 г. н. э. на 291 ч Олимпийских играх армянин Вараздат стал победителем по пентатлону и был награжден лавровым венком.

В древние времена, соответствующие периоду античности, в степях Поволжья, на Северном Кавказе обитали племена скифов, сарматов, по- ловцев, печенегов. Они не имели специально организованных и обученных тактике боя армий. Однако их воины отлично владели копьем, мечем, лу­ком и конем. Эти умения формировались в процессе охоты и боевых дей- ствий.

В самом начале нашей эры на территории восточной и юго-восточной Европы начинают складываться славянские племена. Основны- ми их занятиями было земледелие, скотоводство, торговля охота, рыбная ловля. Рабовладельческий способ производства у них не получил развития. Рабство у них носило патриархальный характер. В силу этого физическое воспитание в основе своей было ориентированно на удовлетворение по-требностей в подготовке к трудовой деятельности, но и военного дела, поскольку славянам постоянно приходилось отбиваться от врагов, чаще всего от кочевых племен.

Организованных вооруженных сил (армии) у них не было. В случае опасности на защиту своей независимости поднимался весь народ, зачас- тую, включая женщин и юношей. Поэтому каждый человек должен был быть готов к битве с врагами. Специально организованной физической подготовки не существовало. Она осуществлялась неорганизованным, сти-

хийным путем в процессе труда, охоты, народных шр и состязаний в процессе проведения различных праздников.

Важными факторами в формировании физического облика славян были суровые климатические условия, постоянный и разнообразный труд (земледелие, охота, скотоводство, различные виды ремесла). По свидетельству древних историков славяне хорошо плавали и ныряли, быстро и неутомимо бегали. Будучи физически сильными, закаленными, выносливыми, привыкнув жить и действовать в лесистой, болотистой, горной местности, славяне предпочитали сражаться в такой же местности, куда старались хитростью, а порой ложным отступлением заманить врагов.

Таким образом, на территории бывшего СССР в эпоху, соответст­вующую античному рабовладельческому обществу сложились самобытные государства, существовали племена, и народы, у которых формировались своя самобытная система физического воспитания, отвечающая потребно­стям жизни, быта, трудовой и военной потребностям


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: