В отличие от античности, когда культура в целом и ее атрибут и ними вид - физическая культура были прерогативой господствующего класса, а рабы были исключены из этих сфер деятельности, при феодализме представители основных производительных сил - народные массы имели хотя и в очень ограниченных объемах минимум свобод, свободного времени, возможности использовать его для удовлетворения своих культурных по- требностей, в том числе для своего физического развития и общения.
Физическая культура эпохи феодализма носит интегративный харак-тер: в ней представлена система физического воспитания как господ- ствующего класса - феодалов, так и угнетенного - трудящихся, народа.
Содержание, средства, формы занятий физическими упражнениями, народные игры, праздники и развлечения отражали потребности сельских и городских тружеников в физической подготовке и потребность в смене вида деятельности, в активном, эмоциональном отдыхе с использованием движений, двигательной деятельности.
|
|
Конкретные физические упражнения были заимствованы из сферы трудовых процессов, порой изменены по форме или созданы по типу сим-
воловлов, условного вида движения и действий в процессе труда, либо заимствованы из системы физического воспитания феодалов.
Но и феодалы-рыпари заимствовали физические упражнения, дви-жения и действия из самобытной народной системы физического воспитания (бег, прыжки, метания камней, борьба, плавание).
Существовали некоторые различия в физическом воспитании сель-
ского и городского населения, связанные с традициями, обычаями, гео-
климатическими условиями, характером труда и национальной специфи-
кой и т. п.). В содержание праздников, помимо различных ритуальных
действий включались конные скачки, метания камней, борьба, танцы, бег,
прыжки и другие упражнения, в которых люди могли проявить свою силу,
Выносливость, быстроту передвижений, действий, гибкость, ловкость, а
также волю к победе, смелость, упорство, настойчивость.
Традиционным временем проведения праздников и состязаний были окончание полевых работ, религиозные праздники (Пасха, Рождество), * окончание постов, свадьбы. Традиционными были различные игры с мячами, напоминающие современный футбол, хоккей на траве, русскую лапту, грузинское лело.
Физическое воспитание горожан формировалось в связи с необходимостью вооружаться для борьбы против феодалов, пытавшихся захватить земли горожан. Для обороны городов создавались «братства» фехтовальные, стрелковые, которые объединяли по 10 - 15 деревень и городов. Братства проводили занятия (тренировки), разрабатывали правила, уставы, определяющие деятельность братств. Проводились состязания по борьбе, кулачному бою, стрельбе, фехтованию.
|
|
Важным условием дальнейшего развития народных видов физических упражнений, игр и развлечений явилось возникновение городов в период развитого феодализма (XI - XV в. в) в результате отделения ремесел от земледелия и расселения свободных ремесленников на наиболее активных торговых путях.
Развитие городов, увеличение их политического и экономического влияния приводит к борьбе горожан против феодалов и духовенства - собственников тех земель, на которых создавались города. В XI - XII вв. вспыхи-
вают восстания горожан против феодалов и церкви, которые способствуют
освобождению городов от феодальной зависимости. В ходе этой борьбы воз-
никает потребность военно-физической подготовки горожан.
Складываются новые формы народной физической культуры, воз-
никновение которых тесно связано с экономическими условиями жизни
города и, прежде всего, с цеховой организацией труда. Цехи выступают
главной организационной силой этой борьбы и физической подготовки
ремесленников. |
В VII - VIII в.в. основными формами их организации были «братст-
ва» и «союзы». Цехи организуют фехтовальные, стрелковые братства, в
которые дворян и феодалов не допускают. В этих братствах культивирова-
лись также вольная борьба, борьба невооруженных с вооруженными и дру-
гие виды. В некоторых городах проводились состязания по гребле, плава-
нию, прыжкам в воду, игры с мячом, напоминающие футбол. Народные
забавы в метании тяжестей (большого камня, кузнечного молота, кирки
рудокопа) впоследствии становятся видами легкой атлетики. Возникнет
ние артиллерии в известной степени способствовало замене неудобных для
метания камней - пушечными ядрами, круглыми по форме и относительно
одинаковыми по весу.
Самобытная физическая культура горожан была предвестницей но-|
вого вида буржуазной культуры. Трудящиеся города создали новые формы
организации физической культуры, новые виды физических упражнении,
которые впоследствии использовались как в области военного дела, так и в
области спорта.
В период упадка и разложения феодализма феодальная система во-
енно-физического воспитания утрачивает свою практическую целесооб-
разность и вырождается. Задачами физического воспитания дворян стано-
вится формирование изящных по форме движений, техники фехтования,
чему способствует появление легкого оружия (шпаги, рапиры). Стрелко-
вые и фехтовальные братства превращаются в клубы буржуазии, где уст-
раиваются рауты, балы, ведутся деловые разговоры, организуются деловые
встречи.
Физические упражнения в них носят рекреационный характер, являются средством активного отдыха, развлечений, воспитания изящных манер, получения удовольствия, наслаждения от двигательной деятельности. Появляются специальные залы для игры в мяч (подобие тенниса), закрытые плавательные бассейны, клубы верховой езды.
В эпоху, соответствующую по времени развитию феодальных отношений в Западной Европе, физическое воспитание народов, населяющих территорию современной Российской Федерации, осуществлялось стихийно, в неорганизованных формах в процессе трудовой деятельности и различных простейших состязаний, проводившихся по праздникам и в период подготовки к ним. Игры проводились порой связанные с определенным местом и временем проведения - на местах исторических битв и в память о героических подвигах, совершенных русскими воинами. Например, кулачные бои проводились зимой на реке (Ярославская область), где по преда-нию русские воины сражались с татарскими захватчиками. В Ливнах (Ор- ловская область) также проводились игры и состязания в честь воинов, павших в битве с татарами.
|
|
По словам В.Г. Белинского, в играх и развлечениях русского народа отражались: «... простодушная суровость его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств» (В.Г. Белинский. Статьи и рецензии. - М.: 1946. С. 161).
Огромное воспитательное значение народных игр и физических упражнений заключалась в том, что они способствовали развитию инициативы и активности народа, прививали чувство общности, коллективизма, уважения и товарищества, формировались и совершенствовались такие черты характера, как отвага, бесстрашие, воля к победе.
Создание русского централизованного государства было одной из причин появления на Руси постоянного войска. Это приводит к снижению потребностей в военно-физической подготовке дворян. Усиливается борьба церкви и дворянства против физической культуры русского народа.
В «Стоглаве» (Свод церковных законов. 1551 г.), в «Домострое» (Наставление по вопросам семейной жизни. 1580 г.) всякие физические упражнения, развлечения, игры были объявлены «бесовскими» и категориче-
ски запрещались. Однако игры в среде народа продолжали культивиро-
ваться.
Военно-физическая, подготовка войной, боевое мастерство «дружинни-
ков» (войско, состоявшее из бояр и «детей боярских») формировалось в про-
цессе походов, боевых действий, а также в процессе игр, состязаний заимст-
вованных из самобытной народной системы физического воспитания. В ее
содержание входили стрельба из лука, конские «ристалища» (состязания),
учебные, развлекательные «бои» деревянным оружием, палицами на конях и п ешими, борьба, кулачные бои и другие «молодежные забавы».
В крупных боевых действиях и дальних военных походах основную
массу войск составляло народное ополчение («вои»), в которое входило
все мужское население, способное носить оружие. Таким образом, степень
военно-физической подготовленности основной массы войск определялась
в значительной мере самобытными формами народного физического вос-
питания. Физические качества формировались также в процессе труда –
работа на пашне, в лесу, рыбной ловли, охоты. Не случайно, в былинах мо-
гучей силой отличались землепашцы, ремесленники (Микула Селянино-
вич, Никита Кожемяка и др.).
|
|
Большое значение для физического развития людей имели дальние
морские походы и подготовка к ним на гребных и парусных судах. Так,
например, в походе Олега на Царьград участвовало более 1000 человек
каждой ладье размещалось более 30 человек, которые были и воинами, и
гребцами.
В XI - XV в.в. Русь вела непрерывную борьбу с половцами и татара- ми. Под руководством Владимира Мономаха (XI в.) воины Руси одержали ряд побед, показав при этом храбрость, мужество, высокие физические ка- чества. Они могли совершать длительные и быстрые походы. Так в 1111 году пешее и конное его войско за 22 суток прошло более 500 км (со средней скоростью 23 км в сутки). В 1380 году стотысячное войско Дмитрия Донского шло от Москвы до Куликова поля со средней скоростью 30 км и сутки, несмотря на бездорожье.
Примером проявления воли, силы и выносливости была Куликовская битва (1380). Русские воины под руководством Дмитрия Донского сра-
жавшиеся целый день против численно превосходивших орд Мамая, истребили более 150 тысяч кочевников, и после этого нашли в себе достаточно силы преследовать оставшихся в живых целые сутки на протяжении 50 километров.
До XV века русское войско организованной военно-физической подготовки не проходило. Недостаток выучки компенсировался непрерывностью боевого опыта. За 250 лет (XIII -XV в.в.) русский народ участвовал в 16.0 войнах против своих врагов.
В формировании военных ратей учитывались умение и навыки, приобретенные народом в процессе трудовой деятельности и в процессе народных игр и развлечений, в частности владение лыжами, которые пригодились в военных действиях против ливонцев, сибирских ханов. В 1444 г. отряды русских лыжников дрались с ордами султана Мустафы. В 1499 г. Иван III снарядил лыжную рать для освобождения Югорской земли (Северо-Западная Сибирь) от захватчиков.
При наборе ратников указывалось на необходимость обращать внимание на то, чтобы люди были «... собою добры и молоды, и резвы. Из луков и пищалей стрелять горазды и на ртах (лыжах) ходить умели и рты у них были у всех» (А.В. Чернов. Вооруженные силы русского государства в XV - XVII в.в. - М.,1954. С. 92).
Большое внимание уделялось военно-физической подготовке в казачьей среде на Дону, Яике (р. Урал). Казаки отличались храбростью, виртуозным владением конем и оружием. В период подготовки к походам казаки устраивали состязания по стрельбе, бегу, плаванию, кулачному бою, гребле, вольтижировке, фехтованию на конях, преодолению препятствий.