Периоды развития Древнего Рима

В начальный «царский» период развития Древнего Рима, его физи­ческая культура по своему содержанию основывались на опыте Древней Греции.

Однако, если в Древней Греции физическое воспитание детей и под­ростков было непосредственно включено в систему общего их образования и воспитания вплоть до начала службы в армии (особенно в Спарте), то в Древнем Риме дети и подростки до 17 лет воспитывались в домашних ус­ловиях. В Элладе физическое и духовное воспитание осуществлялось в единстве с военно-физкультурной подготовкой. В Древнем Риме физиче­ская подготовка осуществлялась в специальных военных лагерях и была оторвана от духовного воспитания.

Физическое воспитание, телесное совершенствование, «обработка», «культивирование» форм тела и его функций, было делом государства и общества. В Риме власть, как правило, принадлежала небольшой группе людей. Резкое расслоение людей на богатых и бедных, владеющих всей полнотой власти и законопослушных, но фактически малоимущих граждан не создавали условий для организации физического воспитания в масшта­бах всего общества. Занятия физическими упражнениями являлись в отли­чие от Древней Греции, личным делом граждан, если они у них были. Сре­ди богатых рабовладельцев, изнеженных роскошью и ленью был популя­рен массаж.

П.Ф. Лесгафт в своем Руководстве по физическому образованию приводит описание массажа, данного Марциалом (древнегреческий поэт): «Массажист ловкими движениями, поколачивая, пробегает по телу. Таким образом, своей рукой массажист обрабатывает все части тела» (П.Ф. Лес-


гафт. С. 115). Лесгафт считал массаж «развращающим искусством, которое

возбуждает чувственные проявления и понижает впечатлительность ...».

Попытки использовать оккупантами-римлянами богатейший истории-

ческий опыт древних греков в области физической культуры не увенчались

успехом. В «царский» период в содержание физического воспитания вхо-

дили виды упражнений, заимствованные римлянами у греков, этрусском и

других племен и народов, покоренных римлянами. Физические упражне-

ния использовали в виде ритуальных и военных игр, состязаний, празд-

неств культового характера.

В «республиканский» период римляне завоевали всю территорию

современной Италии. Физическая подготовка осуществлялась в основном

в военных лагерях и носила достаточно жесткий характер, как один из ви-

дов боевой подготовки (бег, прыжки, преодоление препятствий, плавание

без одежды и в одежде с полной боевой выкладкой, владение различными

видами оружия).

Представители богатых слоев римлян занимались различными вида-

ми физических упражнений в специальных помещениях (сферистериумах),

широко использовались игры с мячом. В периоды обострения политиче-

ской борьбы, разобщения народа физическая культура выполняла функции

«буфера» между рабами и господами, плебеями и патрициями. Широкое

распространение получили гладиаторские бои. Создавались специальные

школы для подготовки гладиаторов, в которых работали специальные учи-

теля (тренеры). В процессе тренировки использовались учебные манежы,

(чучела, столбы) по которым наносились удары. Оружие постепенно утя-

желялось до веса и размеров боевого.

В боевых схватках гладиаторы иногда выступали без защитных дос-

пехов, их оружием были меч, кинжал, копье. Сражения гладиаторов на по-

теху толпе превращались в дикие бойни. Дрались гладиаторы и в полном

вооружении - в шлемах, со щитами, кинжалами, не только с холодным

оружием, но и с арканами, трезубцами, сетями. В амфитеатрах устраива-

лись громадные бойни вооруженных людей, людей с дикими зверями

львами, леопардами, медведями. Раненых гладиаторов принуждали раска

ленным железом или плетью продолжить бой или просто добивали. Орга

низация грандиозных гладиаторских боев, сражения гладиаторов со зверя­ми, преследовала цели отвлечения народа от политической борьбы, от идейной стороны жизни людей. Они способствовали подмене сознания чувственностью, развращали нравственность (такие современные виды спорта - как бокс, борьба без правил, женский бокс, фильмы с демонстра­цией насилия, зверств, убийств и т. п.). Такие зрелища, способствующие сильнейшему раздражению чувств, снижали интеллектуальное, эстетиче­ское впечатление, убивали впечатлительность. Решительной формой про­теста против бесправия и жестокости было грандиозное восстание Спарта­ка (74-71 г.г. д. н. э.). Восставшие гладиаторы в течение нескольких лет успешно сражались с хорошо вооруженными и обученными римскими войсками.

«Императорский» период совпадает с прекращением завоевательных походов и переходом римлян к мирной жизни. Широкое распространение среди богатых римлян получают физические упражнения рекреационной направленности (плавание, танцы, игры с мячом, массаж и т. п.), в это вре­мя также проводились состязания в беге, гребле, верховой езде. Строились громадные сооружения для проведения состязаний (цирки, амфитеатры, искусственные бассейны для «морских» сражений). Формировались толпы болельщиков - фанатов, росли доходы победителей состязаний. В состяза­ниях участвовали богатые люди, военные, государственные, политические деятели и даже императоры (Нерон, Помпеи, Цезарь, Тит, Каракалла). Женщины стали выступать не только в женских видах, но и в смешанных парах. Битвы в цирках отличались необычайной жестокостью. Сенека пи­сал: «Убивай, режь, жги!... Пинками, оплеухами, затрещинами их выгоня­ли, чтобы они получали раны, при этом удары друг друга они должны бы­ли встречать обнаженной грудью» (Л. Кун. С. 86 - 87).

«Некоторые, говорил Цицерон, могут считать сами поединки гладиа­торов жестокими и бесчеловечными... они такими и являются. Может для уха и есть лучшая школа, чтобы перенести боль и смерть, но для глаза оп­ределенно нет». (Л. Кун. С. 83). Однако Сенека был другого мнения. Он писал: «Ни о каком развлечении здесь нет и речи. Здесь идет сплошная че-


ловеческая резня,..те, кто только что по приказу убивали, сами попадают в
руки других, чтобы быть убитыми» (Л. Кун. С. 86).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: